Сегодня
марта,
суббота
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Морская гвардия. Освоение просторов и глубин

Портфель редактора за 2012 год

Являясь продолжателем лучших традиций русской гвардии, Гвардейский экипаж внес большой вклад в развитие не только россий­ского Военно-Морского Флота, мореплава­ния, но и науки и техники.

Комплектование Экипажа офицерами все­гда находилось в ведении первых лиц государ­ства. Ни один род войск не требовал от офицера-гвардейца такого объема знаний, профес­сионального опыта, выдающихся личных ка­честв, способностей выполнять огромное ко­личество самых разноплановых задач.

Поэтому со времен Екатерины II в морскую гвардию направлялись наиболее подготовлен­ные боевые офицеры российского флота, про­явившие не только личные смелость и муже­ство в сражениях, но и доказавшие свое уме­ние командовать судами в дальних походах, в сложных гидрометеорологических условиях.

Последняя тайна капитана Мациевича

Портфель редактора за 2011 год

За двадцать лет до знаменитых братьев Райт русский военный моряк - капитан 1 ранга Алек­сандр Федорович Можай­ский сконструировал и построил, а 7 июля 1883 года провел первые лет­ные испытания аэропла­на "Летунья".

Его знали под именем «Антон Шульц»

Выпуск 11, 2009 год

Н.Н.Вуколов

Утром 4 февраля 1939 года в полицейский участок шведского города Лулео, ч...

Госбезопасность России от Александра I до Путина

Портфель редактора за 2008 год

"Трудно объективно осветить историю нашей страны в бурном и противоречивом ХХ веке. И, тем не менее, автору удалось в доступном объеме рассказать об очень многих неизвестных событиях в истории СССР. Равно как героических, так и трагических. Я надеюсь, книга эта по достоинству будет оценена читателями" Генерал Армии Филипп Денисович Бобков, бывший Первый заместитель Председателя КГБ СССР

Колонка редактора

Выпуск 4, 2006 год

Предлагаем вашему вниманию 4-й номер альманаха «Лубянка». Номер, как сейчас принято говорить, — интерактивный. Инициатива формирования материалов этого номера во многом принадлежит читателям. Ветераны-чекисты Украины, озабоченные активизацией украинских националистов, к сожалению, находящих поддержку у новой власти страны, подготовили ряд материалов, раскрывающих глаза на прошлое ОУН-УПА, этих антинародных организаций. Аргументированно развенчивают миф о т.н. «голодоморе», рассказывают о вандализме в отношении памятников советским воинам, отдавшим свои жизни спасению советского, и в том числе украинского, народа от фашистской чумы.

Наградить старшего лейтенанта Мирошниченко Л.Л. именным оружием!

Выпуск 5, 2007 год

Радиоконтрразведка неоднократно фиксировала выход шпиона в эфир, но из-за кратковременности передач запеленговать не могла. Радист постоянно менял место передач. Шпиона искали и днем и ночью, к поиску были подключены и силы истребительных батальонов, однако результаты были нулевыми, что раздражало не только контрразведчиков, но и командование. Ловили всякую «мелочовку» - уголовников, дезертиров и прочую шпану, а на шпиона никак не могли выйти. Вскоре появилась небольшая зацепка: при просмотре материалов на всех задержанных органами милиции за последние месяцы обратили внимание на одну женщину из города Усмани, которая «спекулировала носовыми платками». Выяснилось, что платки она шила из парашютного шелка, который был найден ею в лесу. Осмотр места происшествия никаких результатов не дал, зато была подкреплена версия, что немцами заброшен шпион-радист.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

«Я написал Сталину, что знаю секрет водородной бомбы»


На днях Украина простилась с Олегом Лаврентьевым – физиком-ядерщиком, одним из «отцов» водородной бомбы

Полвека он работал в Украинском физико-техническом институте в Харькове. С 1950-х до начала 2000-х его дело хранилось в архиве президента России под грифом «совершенно секретно». Почему так получилось – ему до конца жизни было трудно понять. Об этом Олег Александрович рассказал «Газете…» в своем последнем интервью, незадолго до смерти…

«Москва. Кремль. Товарищу Сталину»

В январе 1950-го президент США Трумен призвал американских ученых быстрее закончить разработку водородной бомбы. В советских газетах это назвали «атомным шантажом». Олег Лаврентьев, тогда 23-летний сержант, служивший радистом на Сахалине, написал Сталину: «Я знаю секрет водородной бомбы».

– Несколько лет это обдумывал. А когда выступил Трумен, испугался, что Америка обгонит Союз, – объяснял он потом.

Вскоре из Южно-Сахалинского обкома приехал полковник:

– Его прислали проверить мою психику. Потом меня на две недели посадили в охраняемую комнату, писать предложения по водородной бомбе. Работу отправили в Москву, черновик сожгли. Через месяц я успешно сдал экзамены в МГУ, надеялся, что со мной свяжутся Так и получилось… – вспоминал Олег Александрович.

Смотрины у Берии

После службы в армии Олег Александрович поступил в МГУ

После службы в армии Олег Александрович поступил в МГУ

В январе 1951-го в общежитие на Стромынку позвонили из Кремля. Олега разыскивал Василий Махнев, министр электроприборостроения, как тогда называлось «атомное» министерство.

– Было около 9 вечера, он сказал, приезжать срочно, к Спасским воротам. Там меня ждал какой-то человек, позже оказалось – Андрей Сахаров.

Махнев повел молодых людей в кабинет председателя спецкомитета Лаврентия Берии.

– Огромный кабинет, длинный стол… Берия подошел, пожал руки, предложил садиться. Я ждал, когда меня спросят о бомбе. Но Берия меня огорошил: «У вас зубы болят?» – «Нет». – «А почему щека распухла?»… Потом были вопросы о родителях, о жизни. О науке ни слова.

Махнев вышел сияющий: – Берии мы понравились. заверял, что скоро все изменится.

Звал поужинать в Кремле, но я отказался, не зная, что буфет там бесплатный. От предложения подвезти домой мы с Сахаровым тоже отказались, пошли пешком,говорили о сотрудничестве…

Через несколько дней по поручению Берии студенту назначили встречу в Главном управлении ведущие атомщики Союза – Игорь Курчатов, Николай Павлов, Борис Ванников.

– Курчатов предложил закончить МГУ досрочно и включаться в работу над бомбой. Конечно, я согласился, – вспоминал Олег Александрович.

Секретный физик

Вскоре после «смотрин» у Берии Лаврентьев переехал в отдельную комнату с мебелью, на набережной Горького. Туда ему из библиотеки привозили книги. Назначили повышенную стипендию и индивидуальных преподавателей по физике, математике, английскому. Но главное – дали пропуск в секретную лабораторию, где работали ядерщики:

– Однокурссники ничего не знали. Однажды на лекции преподаватель сказал, что водородная бомба – это когда в землю заливают жидкий водород. В ответ на мою усмешку соседка по парте спросила: «А ты знаешь, как сделать бомбу?». Пришлось промолчать.

23-летний сержант Лаврентьев служил радистом на Сахалине и высылал Сталину чертежи водородной бомбы

23-летний сержант Лаврентьев служил радистом на Сахалине и высылал Сталину чертежи водородной бомбы

В лаборатории ученые воспринимали парня как протеже Берии.

– Когда совещались, меня просили погулять. Однажды при мне сказали, что им не завезли конденсаторы. На следующий день конденсаторы доставили, и они решили, что я постарался. Но это было совпадение! А когда набирали группу ядерщиков, которые поехали в Арзамас работать над бомбой, меня не взяли под глупым предлогом – мол, я был в оккупации. Было так обидно! – признавался Лаврентьев.

«Слойку» подбросили американцы

Группа советских ученых под руководством Игоря Тамма, работавшая над стратегическим оружием с 1948 года, делала упор на конструкции бомбы-слойки, предложенной Сахаровым. Ее испытали в августе 1953-го в Семипалатинске. Но бомбу величиной с дом бросить с самолета было невозможно.

– Схему «слойки» Сахаров нашел в американском журнале. Статью по заданию спецслужб написал Эдвард Теллер (создатель американских атомной и водородной бомб. – Авт.). Американцы считали «слойку» бесперспективной, хотели, чтобы русские уцепились за нее. Тем временем Америка ушла бы далеко вперед. Так и получилось. Они сделали транспортабельную мощную бомбу и взорвали ее в 1954-м.

Конструкция бомбы, описанная Лаврентьевым в 1950-м, принципиально отличалась от «слойки». Он предложил использовать литий-6 – вещество, которое применили в своей бомбе американцы, а потом и СССР.

– Это было проще, компактнее и дешевле. Если бы ко мне прислушались, СССР, возможно, опередил бы американцев! Но я был студент, а светилы боялись уронить авторитет, возможно, не хотели конкуренции, – считал Олег Александрович.

«Ваш покровитель умер»

После расстрела Берии в декабре 1953-го Лаврентьева лишили повышенной стипендии и пропуска в лабораторию.

– Декан объяснил: «Ваш покровитель умер»… Распределение в Институт атомной энергии после МГУ я тоже не получил. Места, которое держал для меня Курчатов, там уже не было.

Референт Хрущева предложил Лаврентьеву место в Харьковском физико-техническом институте (сегодня – УФТИ), где открывался отдел плазменных исследований.

– Мне хотелось заниматься управляемым термоядерным синтезом. Вот и поехал, – говорил Лаврентьев.

В 2001-м, когда рассекретили архивы президента России, Олег Александрович узнал, что там было и его дело – под грифом «совершенно секретно». В том числе и сахалинская работа, с пометками рецензента Сахарова.

– Он не писал, что мои предложения ошибочны, но и не признавал их правильность. Когда я спрашивал – уходил от ответа.

Разработки Олега Лаврентьева рецензировал Сахаров

Разработки Олега Лаврентьева рецензировал Сахаров

Разработки Олега Лаврентьева рецензировал Сахаров

Физик показывал свою переписку с Сахаровым: в 1973-м харьковчанин пытался доказать свое право на открытие, и просил у Сахарова справку – о существовании сахалинской работы.

– Заверить эту справку он не мог целый год! Потом говорил – из-за рассеянности... – говорил Олег Александрович.

Он ушел на 85-м году. О том, что его жизнь могла сложиться по-другому, старался не думать.

– Жалеть о прошлом – это пустое. Главное, что я занимался тем, что мне интересно., – делился Олег Лаврентьев.

Автор: Наталья ГОНЧАРОВА. Фото из архива Олега Лаврентьева

Источник: Газета по-киевски

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика