Сегодня
апреля,
воскресенье
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Секретная агентура для «внутреннего наблюдения»

Выпуск 5, 2007 год

В начале XX в. в Российской империи одной из основных забот Губернских жандармских управлений (ГЖУ) была борьба с революционным движением, основная роль в которой принадлежала агентам и филерам. Во многом благодаря довольно разветвленной, пронизывающей все слои общества системе тайной агентуры полиция и получала обширную и разностороннюю информацию о состоянии дел в революционных организациях и группах.

Похищение в Бейруте

Портфель редактора за 2012 год

30 сентября 1985 года в Бейруте произошло небывалое по тем временам событие. Террористы захватили четырех советских заложников. О том, как проходила уникальная операция по их освобождению, впервые рассказывает полковник запаса Службы внешней разведки Юрий ПЕРФИЛЬЕВ.

Тайное досье Андропова (часть 2) Окончание. Начало в № 10

Выпуск 11, 2009 год

Пришло время рассказать о последней тайне председателя КГБ СССР и Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова. Не о его личной тайне, а тщательно охраняемой и оберегаемой тайне моей любимой, оболганной и оклеветанной Родины.

Я – Этьен

Выпуск 6, 2007 год

Будучи директором Дома творчества художников «Хоста», я познакомился с писателем Евгением Захаровичем Воробьевым, занимавшимся изучением жизни и деятельности легендарного советского разведчика Льва Ефимовича Маневича. Е.З.Воробьев посетил многие зарубежные города, где работал и содержался в тюремных застенках разведчик Л. Маневич. Сделал много фотографий. Евгений Захарович любезно подарил мне свои книги, справочные материалы и фотографии, на основании которых я подготовил доклад о судьбе Л.Е.Маневича и много лет выступал с ним по линии общества «Знание» в 35 городах Советского Союза. Все это время я продолжал подбирать материалы о Л.Е.Маневиче, подготовил киноролик, который показывал перед своими лекциями. Подготовил также статью «Я - Этьен», которую направляю Вам для включения, если интересно, в рубрику альманаха - «Ставшие легендой». К своей новой работе я прилагаю 6 фотографий (первые экземпляры), тексты на обороте которых написаны рукой писателя Е.З. Воробьева. В этом году ему должно исполниться 97 лет.

К 15-летию московского Клуба ветеранов госбезопасности

Портфель редактора за 2008 год

18 ноября 2008 года исполнилось 15 лет со дня создания «Клуба ветеранов госбезопасности», который является учредителем полюбившегося ветеранам – чекистам историко-публицистического альманаха «Лубянка». Президентом Клуба был избран генерал-майор Величко Валерий Николаевич, в прошлом сотрудник УКГБ по Воронежской области, а затем ВГУ и 9-го управления КГБ СССР. Ныне он является одним из заместителей Председателя Совета ветеранов ФСБ России.

Артефакты Музея ЦРУ: защитный комбинезон-скафандр пилота U-2

Портфель редактора за 2011 год

Этот защитный комбинезон-скафандр является сложным самостоятельным аппаратом, шесть слоев которого способны защитить пилота в кабине самолета при полете на больших высотах, при ее разгерметизации, во время возможного катапультирования и длительного спуска на парашюте, плавания в воде, обеспечит выживание в самой враждебной окружающей среде Земли.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

История атомной подводной лодки «Комсомолец»

8 апреля 2011; портфель за 2011 год; без рубрики

К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Погибла в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года.

История службы

K-278 «Комсомолец» служила базой для экспериментов в области глубоких погружений.

4 августа 1984 года лодка под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1020 м. При этом были успешно произведены торпедные стрельбы. На такой глубине лодка была недостижима для других подводных лодок и остальных противолодочных средств, а также практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения. Наряду с участием в экспериментах лодка интенсивно использовалась для учений флота и несения боевой службы, в частности участвовала в противолодочном охранении РПКСН от подводных лодок вероятного противника.

Входила в состав 6-ой дивизии 1-ой флотилии Северного флота. Всего выполнила 3 боевых службы.

В феврале 1989 года лодка получила название «Комсомолец».

Пожар и гибель корабля

ПЛ К-278 «Комсомолец» погибла при возвращении с третьей боевой службы. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой.

Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа.

На борту подводной лодки в её последнем походе находился 604-й экипаж под командованием кап. 1 ранга Е.Ванина. 1-й экипаж «К-278» остался на берегу.

7 апреля 1989 года подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов.
 

Хронология катастрофы

 11:00 в 7-м отсеке возник очаг пожара, истинная причина которого осталась неустановленной. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования.

11:12 на К-278 была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ (Лодочная Объёмная Химическая система пожаротушения) не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.

11:16 К-278 всплыла на поверхность, горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течение двух с лишним часов.

11:37 был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом, возможно в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала — на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12:19. Тем временем, через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7-го отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что приводит к крену на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА), однако в экипаже уже появились первые жертвы.

11:54 Экипаж лётчика майора Геннадия Петроградского подняли по тревоге. Она была объявлена всем спасательным силам авиации и флота. На КП поставили задачу: в районе острова Медвежий возник пожар на советской атомной подводной лодке. Корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Необходимо выйти в район аварийного корабля, установить с ним связь и непрерывно докладывать обстановку, просьбы командира в штаб флота. В распоряжении спасателей-авиаторов были вертолёты, способные садиться на воду, гидросамолёты. Но решено было послать многомоторный самолёт, способный доставить груз на большое расстояние от берега. Причина — вертолёту не хватит запаса топлива, ведь ЧП произошло за 980 километров от советской границы. У гидросамолета скорость почти в 2 раза меньше, чем у Ил-38. Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту лодки особой тревоги не вызывала.

12:43 Петроградский оторвал свой ИЛ-38 от взлётной полосы. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это притом, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры.

13:20 командование Северного флота передаёт координаты К-278 на плавбазу «Алексей Хлобыстов», которая выходит к месту аварии.

14:20 Командир воздушного корабля установил связь с командиром подводной лодки. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать.

14:40 Пробив нижнюю кромку облаков, экипаж самолёта ИЛ-38 установил визуальный контакт с К-278. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость — 5—6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.

14:50 К этому времени в воздухе находились уже три самолета. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота. Экипаж майора Петроградского начал сложную работу. Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов.

15:20 На лодке продолжалась борьба с огнем. Её командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор.

16:00 Командир подлодки неожиданно запросил фреон. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество.

16:35 Летчики вдруг заметили, что лодка начала оседать на корму. С этого момента события стали развиваться стремительно.

16:38 Наблюдается дифферент на корму и правый борт.

16:40 По кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить всплывающую спасательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился.

16:44 Дифферент еще больше, вода подступила к основанию боевой рубки.

16:47 Боевая рубка наполовину скрылась в воде.

16:50 Командир подлодки передаёт радиограмму: «Готовлю к эвакуации 69 человек».

17:00 Рядом с лодкой показались два развёрнутых аварийно-спасательных плота, на двадцать человек каждый. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер.

17:08 К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов стремительно затонула в точке с координатами 73.721389, 13.26416773°43′17″ с. ш. 13°15′51″ в. д. / 73.721389° с. ш. 13.264167° в. д. (G) на глубине 1 858 метров. В воде оказались 59 человек. Пятеро, включая командира К-278 Ванина Е. А., остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек (мичман Виктор Слюсаренко). Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора.

18:20 к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 оставшихся в живых и 16 погибших моряков.

<p class='article'>12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» Орденом Красного Знамени</p>

12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» Орденом Красного Знамени

Список членов экипажа, погибших в результате аварии 7 апреля 1989 года.

Аванесов Олег Григорьевич, капитан 2-го ранга

Апанасевич И. О. старший матрос

Бабенко В. И. капитан 2-го ранга

Бондарь С. С. мичман

Бродовский Ю. А. мичман

Буркулаков Т. А. капитан 1-го ранга

Бухникашвили Н. О. старший матрос

Валявин М. Н. мичман

Ванин Е. А. капитан 1-го ранга

Вершило Е. Э. старший матрос

Волков Н. А. капитан-лейтенант

Володин А. В. капитан 3-го ранга

Головченко С. П. старшина 2-й ст.

Грундуль А. А. матрос

Еленик М. А. мичман

Замогильный С. В. старший мичман

Зимин В. В. Лейтенант

Испенков А. М. капитан 3-го ранга

Капуста Ю. Ф. мичман

Ковалев Г. В. мичман

Колотилин В. В. мичман

Краснов С. Ю. матрос

Краснобаев А. В. мичман

Кулапин В. Ю. матрос

Максимчук Ю. И. капитан 3-го ранга

Манякин С. П. капитан 3-го ранга

Марков С. Е. старший лейтенант

Михалев А. В. матрос

Молчанов И. А. лейтенант

Науменко Е. В. капитан-лейтенант

Нахалов С. В. Мичман

Нежутин С. А. капитан-лейтенант

Смирнов М. А. капитан-лейтенант

Сперанский И. Л. капитан-лейтенант

Суханов В. И. мичман

Ткач В. В. старший мичман

Ткачев В. Ф. матрос

Филиппов Р. К. матрос

Черников С. И. мичман

Шинкунас С. К. старший матрос

Шостак А. А. лейтенант

Юдин В. А. капитан 3-го ранга

 Обследование корпуса

Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето-торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием.

В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.  

День памяти погибших подводников

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников» и, наряду с «Днём подводника», стала поводом еще раз воздать почести тем, подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. В этот день, члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ РФ, и другие неравнодушные люди возлагают цветы к памятникам и монументам посвященным подвигу героев подводного флота страны.

При подготовке статьи использовались  прекрасные материалы с сайта http://education.simcat.ru/school86/museum/28 материалы, подготовленные учениками и учителями Муниципального образовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 86 имени контр – адмирала И.И. Вереникина г.Симбирска.

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика