Сегодня
сентября,
вторник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Был ли «фальшивкой» «План Даллеса»?

Портфель редактора за 2013 год

История ХХ века хранит еще немало тайн и загадок. Одной из них является история так называемого «Плана Даллеса для СССР», и поныне вызывающего немало споров. Тем более, что недавно была доказана его якобы «недостоверность».

Как советские пограничники разгромили британский «Арсенал»

Портфель редактора за 2012 год

После проведения Тегеранской конференции был организован  футбольный турнир на Кубок шаха Ирана -  Мохаммеда Реза́ Пехлеви́. За него боролись команда 131 стрелкового полка погранвойск НКВД СССР, две команды Ирана – «Дирай», «Туран» и профессионалы команды «Арсенал» Великобритании. 

Первоначально команда пограничников и английская команды  обыграли обе иранские команды.

Затем, согласно   правилу круговой системы, в матче с «Арсеналом» команда 131 погранполка НКВД  обыграла английскую команду  в финале Кубка шаха со счетом 1:0.

Корни терроризма и пути победы над ним

Выпуск 1, 2006 год

Терроризм не является самостоятельным явлением, это лишь последняя стадия ожесточенной борьбы, самая страшная, наглядная и жестокая. Но истоки террора нельзя упрощенно сводить к существованию особого психологического типа - злодея, маньяка и фанатика, или к идеологиям религиозно-экстремистского толка. Корни терроризма очень глубоки и ведут к самым различным, подчас противоположным явлениям. Если следовать генералу Клаузевицу, «война - это продолжение политики»; террор же в таком случае - это продолжение войны, чаще всего той тайной войны, которая ведется подспудно и дает о себе знать лишь в чудовищных картинах свершившегося теракта.

Восстановить справедливость

Портфель редактора за 2015 год

Материал, а скорее "крик души семьи генерал майора Суходольского" был представлен редакции альманаха Лубянка  для публикации в №15, но в связи с тем, что издание  затягивается по причинам отсутствия финансов, а время идет, было принято решение опубликовать его на нашем  сайте. Надеемся, что эта публикация подтолкнет ответственных лиц  и общественных деятелей, получавших жалобы и заявления  от родственников к принятию мер по реабилитации доброго имени коммуниста-чекиста генерал-майора В.Н.Суходольского.

Президент МООО "Клуб ветеранов госбезопасности " генерал-майор КГБ СССР Величко В.Н.

Подразделение государственной охраны на почтовой марке Индии

Портфель редактора за 2013 год

В феврале 2010 года Почтой Индии выпущена уникальная почтовая марка, показывающая работу специального подразделения государственной охраны -  Special Protection Group.

Разведка Его Ясновельможности

Выпуск 3, 2006 год

От духовного наследия советской эпохи мы получили созданную официальной пропагандой превратную, насквозь мифологизированную картину периода Гражданской войны и иностранной интервенции. Изрядно потрудились казенные баснописцы и над формированием имиджа национально-освободительного движения и сувереннойгосударственности в Украине — тут и кровавые «петлюровские банды», и анархичные батьки на манер «пана атамана Грициана Таврического» из «Свадьбы в Малиновке», желающие весь мир «порубать», и карикатурный гетман Скоропадский из «Дней Турбиных» (хотя ленты талантливые, что и говорить).


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Последняя тайна капитана Мациевича

19 сентября 2011; портфель за 2011 год; без рубрики

Автор публикации: В.Н.Величко

Штабс-капитан Л.M.Maциевич

Штабс-капитан Л.M.Maциевич

За двадцать лет до знаменитых братьев Райт русский военный моряк - капитан 1 ранга Алек­сандр Федорович Можай­ский сконструировал и построил, а 7 июля 1883 года провел первые лет­ные испытания аэропла­на "Летунья".

Несмотря на фантастичес­кие размеры: два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил, 300 квад­ратных метров площади крыльев, тонна взлетной массы, первый воздушный корабль совершил длинную пробежку и отделился от земли.

Очевидцы утверждают: "При пробе (испытании) аэроплан приподнялся, но сейчас же упал крылом на­бок, потеряв равновесие". Полета не получилось. При­чиной неудачи стали роко­вые обстоятельства: недо­статочная мощность двига­телей, неблагоприятная по­года - сильные боковые по­рывы ветра, неопытность пилота.

Но прорыв совершен. Пер­спективы авиации очевид­ны. И XX век начинается триумфальным шествием летательных аппаратов тя­желее воздуха. Интерес к авиации огромен и разнопланов.

Проявляют внимание и сильные мира сего, и лица, обеспечивающие их без­опасность, и, естественно, террористы всех рангов и мастей. Для одних это уни­кальное транспортное сред­ство, возможность скорост­ных, дальних и достаточно комфортабельных переле­тов. Для других - новое эф­фективное оружие.

Несмотря на то, что рос­сийское авиастроение все больше и больше завоевы­вает международное призна­ние, особенно по части мощ­ных пассажирских самоле­тов, высшее руководство российской империи отно­сится к новому делу доста­точно сдержанно.

Это настороженное отно­шение, сформировавшееся, видимо, еще во времена Ека­терины II, которая препят­ствовала развитию воздухоп­лавания в связи с тем, что во Франции воздушными ша­рами пользовалась револю­ционная армия Конвента, сохранялось и в дальней­шем. Имел негативный опыт и император Александр I, потративший большие день­ги на постройку австрийс­ким изобретателем Фран­цем Леппихом управляемо­го аэростата. Отрицательно относился к воздухоплаванию и Николай I.

Характерно, что финанси­рование "Летуньи" осущес­твлялось лично Можайским с помощью друзей - офице­ров частей, расположенных в Красном Селе. Импера­тор Александр III категори­чески отклонил просьбу конструктора о выдаче ему пособия в 5000 рублей, не­обходимого для окончательной сборки построенного им аэроплана.

Первым из высших должнос­тных лиц России, кто не толь­ко проявил серьезный инте­рес к возможностям авиации, но и совершил полет на аэроп­лане, был Петр Аркадьевич Столыпин.

Осенью 1909 года на кораблестроительном отделении политехнического института начали работать организован­ные по его (Столыпина) ука­занию воздухоплавательные курсы. В декабре 1909 года Совет Министров принимает резолюцию "О мерах по раз­витию воздухоплавания в Рос­сии", на которой Николай II оставил резолюцию - "Согла­сен".

В сентябре 1910 года П.А.Столыпин совершает полет на аэроплане.

Во второй половине дня 22 сентября 1910 года он неожи­данно появился на Комен­дантском аэродроме близ Пе­тербурга. В это время там про­ходила первая российская не­деля воздухоплавания. В по­летах участвовали 11 русских авиаторов, в их числе - четыре военных и два летчика мор­ского ведомства.

Наблюдая из палатки вели­кого князя Александра Ми­хайловича за полетами, Сто­лыпин через некоторое время вышел в поле, чтобы лично осмотреть аэропланы. Обой­дя вокруг "Фармана" пилота штабс-капитана JI.M.Maциевича, премьер заявляет о своем желании совершить полет на аэроплане. Началь­ник личной охраны пытается отговорить его от задуманно­го. Тщетно. Отодвинув ох­ранника своим могучим пле­чом, Столыпин направляется к аэроплану. Надевает прине­сенные ему шлем и краги, залезает в кабину, пристеги­вает ремни и готовится к по­лету. "Уверенно и твердо взоб­рался П.А. Столыпин на аэроплан, - писал журнал "Ого­нек" в сентябре 1910 года.

Сентябрь 1910 г. Санкт-Петербург. Авиатор с экипажем на биплане перед полетом. Фото К. Буллы

Сентябрь 1910 г. Санкт-Петербург. Авиатор с экипажем на биплане перед полетом. Фото К. Буллы


Бледный Мациевич сел вто­рым. Нервничал всегда хо­лодный и спокойный капи­тан".

Пробежка, взлет. Сделав над аэродромом почти два круга, авиатор с пассажиром, благо­получно спланировав, совер­шают посадку у старого старта. Возбужденный удачным полетом Столыпин заявил окружившей его пуб­лике: "Теоретически я давно верил в то, что за воздухопла­ванием громадное будущее. Сейчас же я практически убе­дился в этом". И хотя полет продолжался чуть более пяти минут, риск был огромен. Уж больно несовершенна была еще авиационная техника.

"Фарман-4", - вспоминал писатель Л.Успенский, - уди­вительное сооружение, состо­ящее из двух скрепленных между собой тончайшими вер­тикальными стойками жел­тых перкалевых плоскостей: в полете они просвечивали, были видны их щупленькие "нервюры" - ребрышки, как у бочков хорошо провялен­ной воблы... Снизу было страшно смотреть на малень­кую фигурку, сидящую на краю холщовой, прозрачной поверхности с ногами, спу­щенными в пространство...".

Буквально через несколько дней 24 сентября (7 октября) аэроп­лан, тот самый, на котором летал Столыпин, разрушился в воздухе, и пилот на глазах у многих падал отдельно от об­ломков с высоты 400 метров.

По статистическим данным на 1920 г., ежегодно в мире погибал (без учета военных потерь) каждый четвертый авиатор. И еще одна интерес­ная подробность. Опасность была велика не только из-за низкой технической надеж­ности летательного аппарата. Из-за чего нервничал капи­тан Мациевич? Наверное, чув­ствовал огромную ответствен­ность за благополучный ис­ход этого рискованного ме­роприятия. Как опытный ави­атор он видел несовершенст­во летательного аппарата. А может быть что-то другое му­чило знаменитого капитана.

Уже после революции стало известно, что департамент по­лиции и личная охрана пре­мьера располагали информа­цией о том, что штабс-капи- тан Мациевич состоял в пар­тии социалистов-революци­онеров, которые уже в тече­ние ряда лет неоднократно предпринимали попытки физического уничтожения ПА.Столыпина.

12 августа 1906 года эсерами-боеви­ками был произведен взрыв дачи Столыпина на Апте­карском острове. В резуль­тате этого теракта погибло около тридцати человек, тя­желые ранения получили двое детей Петра Аркадь­евича.

По другой версии он якобы входил в организацию не эсеров, а украинских националистов «Громада», к террору не прибегавшую. Он являлся одним из старшин организации (еще одним старшиной был получивший впоследствии известность Симон Петлюра).

Столыпин был знаком со всеми имеющимися в де­партаменте полиции дан­ными, компрометирующи­ми Мациевича, но, видимо, сказался волевой характер великого реформатора Рос­сии. По-рыцарски честный и прямой, он был чужд под­вохов, не мог оставить без ответа дерзкого вызова, даже если от этого зависела его собственная жизнь.

На следующий день, вы­слушав упреки товарища министра внутренних дел генерала Курлова, премьер объяснил, что иначе посту­пить он просто не мог. Вы­яснилось, что при демон­страции своего аэроплана Мациевич, смотря ему пря­мо в глаза, с многозначи­тельной улыбкой спросил, не решится ли он совер­шить полет вместе с ним? Не обдумывая возможных последствий, Столыпин со­гласился на это более чем рискованное предложение. Когда они сделали один круг, Мациевич, обернув­шись к Столыпину, поин­тересовался, не желает ли тот продолжить полет?

"Мне, - рассказывал Петр Аркадьевич, - стоило боль­шого труда сохранить спо­койствие, ответив, что для более продолжительного полета мне мешает больная рука"'. После этого ответа Мациевич благополучно спустился на аэродром.

По версии  генерала Курлова, гибель Ма­циевича - результат мести товарищей по партии за упущенную возможность свести счеты со Столыпи­ным. Самопожертвование в ходе совершения терактов, как известно, - характер­ный признак деятельности эсеров-боевиков.

Но комиссия, расследовавшая катастрофу, ее причиной назвала техническую неисправность.

И все же. Собирался ли штабс-капитан Мациевич пожертвовать собой ради "избавления" России от Столыпина, или генерал Курлов, выдвигая версию несостоявшегося покуше­ния, намеренно сгустил краски? Трудно сказать. Мациевич - единственный, пожалуй, человек, кто мог быв своих мемуарах внести ясность в эту историю. Но он, к сожалению, унес свою тайну в могилу. Мы же, в свою очередь, можем толь­ко отдать должное желез­ной воле П.АСтолыпина и склонить головы перед пер­выми отечественными  пи­лотами, создавшими рус­скую авиационную школу.

Мациевича похоронили в Александро-Невской лавре, а на месте его падения был установлен небольшой памятник, сохранившийся до наших дней (он находится в сквере между домами 11 и 13 на Аэродромной улице):

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика