Сегодня
декабря,
понедельник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Без права на забвение и пощаду (окончание)

Выпуск 2, 2006 год

На очередном допросе 18 августа 1945 года обвиняемый Круминып назвал ряд своих сослуживцев, участвовавших в массовых уничтожениях военнопленных, мирных граждан, лиц еврейской национальности в Минском гетто, в концентрационных лагерях в Саласпилсе, Межапарке, Страздумуйже, Салдусе, в Бикерниекском, Румбульском и Дрейлиньских лесах около Риги, в дюнах Шкедес около Лиепаи, Межциемсе и около Даугавпилса.

Как вербовали Ф. Раневскую

Выпуск 5, 2007 год

Долго существовало расхожее мнение, что народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская, будучи весьма рисковой женщиной, однажды даже не побоялась отклонить сделанное ей начальником контрразведки Советского Союза генерал-лейтенантом О.М. Грибановым предложение сотрудничать с органами госбезопасности. Начнем с того, что не Грибанов лично делал ей это предложение. Олег Михайлович при всем своем маленьком росте обладал недюжинной гипнотической силой и великолепным даром убеждения - неспроста подчиненные называли его «маленьким Бонапартом».

Что общего и в чем различия между танком и президентским лимузином?

Портфель редактора за 2015 год

Танк это боевая машина, сочетающая в себе высокую огневую мощь, хорошую защищённость экипажа, скорость  и проходимость по бездорожью.

Президентский лимузин также должен иметь хорошую защищенность, достойный главы государства представительский вид, комфорт внутри, подвижность и проходимость, как минимум, в городских условиях. Его задача - защитить па ссажира от любого вида террористической атаки и обеспечить его экстренную эвакуацию в безопасное место.

Политический «новояз» — гастарбайтер

Портфель редактора за 2010 год

По мнению ветерана Правдина В. А.(Самара), чуждый для россиян зарубежный термин «гастарбайтер» введен в бытовой обиход теми же политиками, которые привнесли выражение «лицо кавказской национальности». Понятно, что подобные, лишь на первый взгляд безобидные ляпы, а по сути – унизительные политические ярлыки создают почву для межнациональной розни в нашем многонациональном государстве. Ведь если в повседневный лексикон ввести, например, «лицо славянской национальности», «лицо татарской национальности», «лицо еврейской национальности» и при этом постоянно говорить о толерантности, то останется только ждать «чья возьмет».

Шахиня

Выпуск 1, 2006 год

В сентябре 1972 года в Воронеж с огромной делегацией из 58 человек прибыл шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви со своей женой шахиней Фаррах. Интерес к этой монаршей паре в те годы был огромный, они считались очень популярны. Пожалуй, не проходило дня, чтобы какая-нибудь солидная газета Европы не писала о семье шаха. И писать было о чём! Мохаммед обожал драгоценности - на его парадном мундире было более двухсот сорока бриллиантов, а его личное достояние к началу 70-х годов насчитывавшее 13 миллиардов долларов, считалось одним из самых больших в мире. Кроме того, этот богатейший восточный правитель был помешанным на самолётах. Это обстоятельство и стало причиной визита шаха в наш город: Мохаммед хотел приобрести на авиационном заводе самолёт «Ту-144».

Гороховая, 2

Выпуск 6, 2007 год

Музей политической истории России. Здесь, в старинном особняке, построенном по проекту знаменитого Джакомо Кваренги, и тысячами незримых нитей связанном с историей России, раcположился единственный в мире Музей истории органов государственной безопасности нашей страны. На вопрос, почему этот музей располагается именно здесь, в Петербурге, существует весьма простое объяснение: именно в этом здании с 1876 г. располагалось первое в стране Санкт-Петербургское отделение по охранению общественного спокойствия и безопасности, прозванное в народе «охранкой», и губернское жандармское управление.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Последняя тайна капитана Мациевича

19 сентября 2011; портфель за 2011 год; без рубрики

Автор публикации: В.Н.Величко

Штабс-капитан Л.M.Maциевич

Штабс-капитан Л.M.Maциевич

За двадцать лет до знаменитых братьев Райт русский военный моряк - капитан 1 ранга Алек­сандр Федорович Можай­ский сконструировал и построил, а 7 июля 1883 года провел первые лет­ные испытания аэропла­на "Летунья".

Несмотря на фантастичес­кие размеры: два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил, 300 квад­ратных метров площади крыльев, тонна взлетной массы, первый воздушный корабль совершил длинную пробежку и отделился от земли.

Очевидцы утверждают: "При пробе (испытании) аэроплан приподнялся, но сейчас же упал крылом на­бок, потеряв равновесие". Полета не получилось. При­чиной неудачи стали роко­вые обстоятельства: недо­статочная мощность двига­телей, неблагоприятная по­года - сильные боковые по­рывы ветра, неопытность пилота.

Но прорыв совершен. Пер­спективы авиации очевид­ны. И XX век начинается триумфальным шествием летательных аппаратов тя­желее воздуха. Интерес к авиации огромен и разнопланов.

Проявляют внимание и сильные мира сего, и лица, обеспечивающие их без­опасность, и, естественно, террористы всех рангов и мастей. Для одних это уни­кальное транспортное сред­ство, возможность скорост­ных, дальних и достаточно комфортабельных переле­тов. Для других - новое эф­фективное оружие.

Несмотря на то, что рос­сийское авиастроение все больше и больше завоевы­вает международное призна­ние, особенно по части мощ­ных пассажирских самоле­тов, высшее руководство российской империи отно­сится к новому делу доста­точно сдержанно.

Это настороженное отно­шение, сформировавшееся, видимо, еще во времена Ека­терины II, которая препят­ствовала развитию воздухоп­лавания в связи с тем, что во Франции воздушными ша­рами пользовалась револю­ционная армия Конвента, сохранялось и в дальней­шем. Имел негативный опыт и император Александр I, потративший большие день­ги на постройку австрийс­ким изобретателем Фран­цем Леппихом управляемо­го аэростата. Отрицательно относился к воздухоплаванию и Николай I.

Характерно, что финанси­рование "Летуньи" осущес­твлялось лично Можайским с помощью друзей - офице­ров частей, расположенных в Красном Селе. Импера­тор Александр III категори­чески отклонил просьбу конструктора о выдаче ему пособия в 5000 рублей, не­обходимого для окончательной сборки построенного им аэроплана.

Первым из высших должнос­тных лиц России, кто не толь­ко проявил серьезный инте­рес к возможностям авиации, но и совершил полет на аэроп­лане, был Петр Аркадьевич Столыпин.

Осенью 1909 года на кораблестроительном отделении политехнического института начали работать организован­ные по его (Столыпина) ука­занию воздухоплавательные курсы. В декабре 1909 года Совет Министров принимает резолюцию "О мерах по раз­витию воздухоплавания в Рос­сии", на которой Николай II оставил резолюцию - "Согла­сен".

В сентябре 1910 года П.А.Столыпин совершает полет на аэроплане.

Во второй половине дня 22 сентября 1910 года он неожи­данно появился на Комен­дантском аэродроме близ Пе­тербурга. В это время там про­ходила первая российская не­деля воздухоплавания. В по­летах участвовали 11 русских авиаторов, в их числе - четыре военных и два летчика мор­ского ведомства.

Наблюдая из палатки вели­кого князя Александра Ми­хайловича за полетами, Сто­лыпин через некоторое время вышел в поле, чтобы лично осмотреть аэропланы. Обой­дя вокруг "Фармана" пилота штабс-капитана JI.M.Maциевича, премьер заявляет о своем желании совершить полет на аэроплане. Началь­ник личной охраны пытается отговорить его от задуманно­го. Тщетно. Отодвинув ох­ранника своим могучим пле­чом, Столыпин направляется к аэроплану. Надевает прине­сенные ему шлем и краги, залезает в кабину, пристеги­вает ремни и готовится к по­лету. "Уверенно и твердо взоб­рался П.А. Столыпин на аэроплан, - писал журнал "Ого­нек" в сентябре 1910 года.

Сентябрь 1910 г. Санкт-Петербург. Авиатор с экипажем на биплане перед полетом. Фото К. Буллы

Сентябрь 1910 г. Санкт-Петербург. Авиатор с экипажем на биплане перед полетом. Фото К. Буллы


Бледный Мациевич сел вто­рым. Нервничал всегда хо­лодный и спокойный капи­тан".

Пробежка, взлет. Сделав над аэродромом почти два круга, авиатор с пассажиром, благо­получно спланировав, совер­шают посадку у старого старта. Возбужденный удачным полетом Столыпин заявил окружившей его пуб­лике: "Теоретически я давно верил в то, что за воздухопла­ванием громадное будущее. Сейчас же я практически убе­дился в этом". И хотя полет продолжался чуть более пяти минут, риск был огромен. Уж больно несовершенна была еще авиационная техника.

"Фарман-4", - вспоминал писатель Л.Успенский, - уди­вительное сооружение, состо­ящее из двух скрепленных между собой тончайшими вер­тикальными стойками жел­тых перкалевых плоскостей: в полете они просвечивали, были видны их щупленькие "нервюры" - ребрышки, как у бочков хорошо провялен­ной воблы... Снизу было страшно смотреть на малень­кую фигурку, сидящую на краю холщовой, прозрачной поверхности с ногами, спу­щенными в пространство...".

Буквально через несколько дней 24 сентября (7 октября) аэроп­лан, тот самый, на котором летал Столыпин, разрушился в воздухе, и пилот на глазах у многих падал отдельно от об­ломков с высоты 400 метров.

По статистическим данным на 1920 г., ежегодно в мире погибал (без учета военных потерь) каждый четвертый авиатор. И еще одна интерес­ная подробность. Опасность была велика не только из-за низкой технической надеж­ности летательного аппарата. Из-за чего нервничал капи­тан Мациевич? Наверное, чув­ствовал огромную ответствен­ность за благополучный ис­ход этого рискованного ме­роприятия. Как опытный ави­атор он видел несовершенст­во летательного аппарата. А может быть что-то другое му­чило знаменитого капитана.

Уже после революции стало известно, что департамент по­лиции и личная охрана пре­мьера располагали информа­цией о том, что штабс-капи- тан Мациевич состоял в пар­тии социалистов-революци­онеров, которые уже в тече­ние ряда лет неоднократно предпринимали попытки физического уничтожения ПА.Столыпина.

12 августа 1906 года эсерами-боеви­ками был произведен взрыв дачи Столыпина на Апте­карском острове. В резуль­тате этого теракта погибло около тридцати человек, тя­желые ранения получили двое детей Петра Аркадь­евича.

По другой версии он якобы входил в организацию не эсеров, а украинских националистов «Громада», к террору не прибегавшую. Он являлся одним из старшин организации (еще одним старшиной был получивший впоследствии известность Симон Петлюра).

Столыпин был знаком со всеми имеющимися в де­партаменте полиции дан­ными, компрометирующи­ми Мациевича, но, видимо, сказался волевой характер великого реформатора Рос­сии. По-рыцарски честный и прямой, он был чужд под­вохов, не мог оставить без ответа дерзкого вызова, даже если от этого зависела его собственная жизнь.

На следующий день, вы­слушав упреки товарища министра внутренних дел генерала Курлова, премьер объяснил, что иначе посту­пить он просто не мог. Вы­яснилось, что при демон­страции своего аэроплана Мациевич, смотря ему пря­мо в глаза, с многозначи­тельной улыбкой спросил, не решится ли он совер­шить полет вместе с ним? Не обдумывая возможных последствий, Столыпин со­гласился на это более чем рискованное предложение. Когда они сделали один круг, Мациевич, обернув­шись к Столыпину, поин­тересовался, не желает ли тот продолжить полет?

"Мне, - рассказывал Петр Аркадьевич, - стоило боль­шого труда сохранить спо­койствие, ответив, что для более продолжительного полета мне мешает больная рука"'. После этого ответа Мациевич благополучно спустился на аэродром.

По версии  генерала Курлова, гибель Ма­циевича - результат мести товарищей по партии за упущенную возможность свести счеты со Столыпи­ным. Самопожертвование в ходе совершения терактов, как известно, - характер­ный признак деятельности эсеров-боевиков.

Но комиссия, расследовавшая катастрофу, ее причиной назвала техническую неисправность.

И все же. Собирался ли штабс-капитан Мациевич пожертвовать собой ради "избавления" России от Столыпина, или генерал Курлов, выдвигая версию несостоявшегося покуше­ния, намеренно сгустил краски? Трудно сказать. Мациевич - единственный, пожалуй, человек, кто мог быв своих мемуарах внести ясность в эту историю. Но он, к сожалению, унес свою тайну в могилу. Мы же, в свою очередь, можем толь­ко отдать должное желез­ной воле П.АСтолыпина и склонить головы перед пер­выми отечественными  пи­лотами, создавшими рус­скую авиационную школу.

Мациевича похоронили в Александро-Невской лавре, а на месте его падения был установлен небольшой памятник, сохранившийся до наших дней (он находится в сквере между домами 11 и 13 на Аэродромной улице):

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика