Сегодня
августа,
вторник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Артефакты Музея ЦРУ: боевой кинжал Ферберна-Сайкса

Портфель редактора за 2011 год

Возможно, один из самых известных экспонатов от прошлого Агентства –  Боевой кинжал Ферберна-Сайкса (англ. Fairbairn-Sykes fighting knife, F&S fighting knife) - КФС, самый известный нож-кинжал периода Второй мировой войны, разработанный Уильямом Ферберном и Эриком Сайксом для агентов-боевиков и десантно-диверсионных подразделений Великобритании и США. Агенты OSS получали специальную подготовку по применению КФС в ближнем бою.

"Воин-освободитель", Трептов-парк. Вучетич

Выпуск 2, 2006 год

Как принималось решение о возведении памятника в честь Победы над Германией, рассказывает в своей книге "Генералиссимус" писатель Владимир Васильевич Карпов. Приняли решение в честь Победы над Германией (в назидание немецким потомкам) построить памятник в Берлине, объявили конкурс на проект. После того как были отобраны наиболее перспективные работы, пригласили Сталина с ними познакомиться и, конечно, хотели услышать его решающее мнение.

Полномочия на репрессии

Выпуск 1, 2006 год

Используя богатый фактический материал, автор подвергает анализу один из самых кровавых периодов отечественной истории 1917-1945гг. Он убедительно доказывает, что право на репрессии, проводимые ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-МГБ, им было делегировано руководством ВКП(б)-КПСС. В статье впервые подробно освещена реакция населения страны на репрессии и конкретная статистика расстрелянных и содержавшихся в ГУЛАГе лиц. В 2006 году вышла в свет книга Мозохина О.Б. под названием "Полномочия на репрессии".

Артефакты Музея ЦРУ: защитный комбинезон-скафандр пилота U-2

Портфель редактора за 2011 год

Этот защитный комбинезон-скафандр является сложным самостоятельным аппаратом, шесть слоев которого способны защитить пилота в кабине самолета при полете на больших высотах, при ее разгерметизации, во время возможного катапультирования и длительного спуска на парашюте, плавания в воде, обеспечит выживание в самой враждебной окружающей среде Земли.

Комсомол ВЧК – КГБ

Портфель редактора за 2012 год

Главного противника руководство комсомола видело в Российском социал-демократическом союзе рабочей молодежи, хотя насчитывал он всего около 150 членов. Сообщалось о существовании студенческой организации партии эсеров, христианских организаций молодежи, об усилении деятельности националистических организаций, в первую очередь – еврейских («Евкомол», «Югенд-Поалей-Цион», «Цейре-Цион», «Маккаби», «Геховер», «Гехолуц»).

Теодор Рузвельт летает на аэроплане братьев Райт

Портфель редактора за 2011 год

11 октября 1910 года американский пилот Арч Хоксси (Arch Hoxey,  исполнитель первого в истории ночного полета) поднял в воздух экс-президента США Теодора Рузвельта.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Полеты В.М.Молотова в Великобританию и США. 1942 год

14 октября 2011; портфель за 2011 год; без рубрики

Автор публикации: В.Н.Величко

В мае-июне 1942 года Министру Иностранных дел СССР В.М. Молотову и сопровождающим его лицам пришлось, рискуя жизнью, совершить крайне опасный перелет в Англию и США.

Это был первый полет члена Правительства СССР за рубеж. Визит состоялся по личному распоряжению И. Сталина.

Выбор маршрута и самолета

Маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов, который в ту пору командовал авиацией дальнего действия и пользовался непререкаемым авторитетом у Сталина (в 39 лет он уже был маршалом), рассказывал, что он рассматривал несколько вариантов полета в Вашингтон. Выбирался самый короткий по расстоянию и времени путь.

Полет через Аляску слишком долог и требовал большой подготовки.

«Лететь через Иран тоже было далековато, да и как отреагируют государства, над территориями которых пройдет трасса?»

Голованов остановился на самом парадоксальном варианте: лететь без сопровождения истребителей на дальнем бомбардировщике из Москвы в Лондон, а потом через Исландию и Канаду - в США. Голованов считал эту трассу наиболее безопасной, потому что даже если немецкая агентура каким-то образом пронюхает о готовящемся визите советского руководителя в Америку, то такой рискованный вариант русских вряд ли кому в голову придет.                                         

Для полетов решили  использовать наиболее мощный по тем временам хорошо проверенный четырехмоторный бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), оснащенной двигателями АМ-35А.

По дальности полета и бомбовой нагрузке самолет даже в первые годы Второй мировой войны не имел конкурентов среди подобных машин, включая и  знаменитый американский Б-17, названный «летающей крепостью». При полной заправке топливом  максимальная дальность полета серийного самолета Пе-8  выпуска 1941 г с  двумя тоннами бомб составляла: с двигателями АМ-35А     3600 км, с М-40 или М-30     5460 км, с М-82     5800 км. В особых случаях дальность полета могла быть и большей.

Самолет имел хорошее оборонное вооружение. В носовой части фюзеляжа имелась вращаемая пулеметная башня с двумя пулеметами ШКАС, два тяжелых пулемета УБТ находились в стрелковых установках за мотогондолами и две пушки ШВАК в кормовой установке и в фюзеляжной за задним лонжероном крыла защищали тыльную сферу.

 Экипаж боевого самолета  состоял в зависимости от назначения  из 8-11 человек.

Проверка технического состояния самолета

Бомбардировщик, бортовой номер  № 42066, выделенный 746 полком авиации дальнего действия, перед рейсом  тщательным образом опробовали

Переделка

После проверки заменили один из двигателей, вместо бомб установили дополнительные баки с горючим и кислородные баллоны, ведь полет должен был проходить постоянно на предельной высоте – 10 000 метров.

«Пассажирский» салон Пе-8

«Пассажирский» салон Пе-8

Разумеется боевая машина не была  рассчитана на  пассажиров.

На стандартном Пе-8 в центральном отсеке временно установили пассажирские сидения  Пассажиров, а среди них были и женщины, облачили в меховые комбинезоны и снабдили кислородными приборами. Температура за бортом доходила до — 40°С, в импровизированном пассажирском салоне было также холодно.

Проверка маршрута – полет в Англию

Самолет прошел над Раменским, Загорском и Калининым, далее по маршруту: Осташков – Псков - остров Эзель(Сааремаа) - Мотала (Швеция) – Кристиансанд (Норвегия) - Тилинг (Дания) и приземлился в Данди (Великобритания).

Летчикам, как вспоминал командир корабля Э.К.Пусэп, сотрудники НКВД под величайшим секретом сообщили «легенду» о том, что, якобы, наше правительство закупило у союзников партию бомбардировщиков, и им в ближайшее время придется перебрасывать в Англию экипажи ГВФ которые  будут перегонять  самолеты в Советский Союз. Их же посылают, чтобы выяснить, насколько этот маршрут пригоден для этой цели и как мы сумеем его преодолеть.

 В самолете находился так называемый дубль-экипаж: два командира-летчика, два штурмана, два радиста, бортовой техник, радист и 4 воздушных стрелка.

28 апреля самолет ТБ-7 (Пе-8), пилотируемый С.Асямовым, взлетел с аэродрома в Москве и взял курс на Данди. Обязанности второго пилота выполнял Э.К.Пусэп.

Английские военные, восхищенные мужеством и мастерством наших летчиков, а с ними и наши военпреды, находившиеся в Англии, попросили показать им четырехмоторный гигант, пролетевший над оккупированной фашистами Европой. Для их доставки из Лондона в Данди, где приземлился Пе-8, был выделен английский самолет. В качестве экскурсовода гостей сопровождал С.Асямов. Беда пришла оттуда, где ее не ждали. В полете над Лондоном произошла катастрофа с самолетом «Фламинго». Он воспламенился и взорвался в воздухе.

На обратном пути в Советский Союз Пе-8 вел в одиночку майор Пусэп.

Выбор экипажа 

Именно майор Э.К.Пусэп и был назначен командиром корабля для этого важного и опасного перелета.

Родившемуся в Сибири эстонцу  очень пригодился богатый опыт полярного летчика. Еще в 1937 году Пусэп участвовал в безуспешных поисках пропавшего в Арктике летчика Сигизмунда Леваневского. Вместе с известнейшими летчиками он прокладывал сложные трассы над просторами советского Севера, неоднократно встречался с О.Ю. Шмидтом и И.Д. Папаниным.

Пусеп Эндель Карлович (1909-1996)

Пусеп Эндель Карлович (1909-1996)

С первых дней войны Пусэп - военный летчик, участвует в первых налетах на фашистскую столицу - Берлин, защищает Ленинград. Интересно, что много летавший над морем Пусэп совершенно не умел плавать. Впрочем, где-нибудь в районе Земли Франца - Иосифа это никакой роли в спасении летчика в случае катастрофы не играло...

В экипаж Пусэпа вошли второй пилот В.М. Обухов, штурманы С.М. Романов и А.П. Штепенко, бортовой техник и его помощник А.Я. Золотарев и С.Н. Дмитриев, стрелок носовой башни И.П. Гончаров, радисты Б.Н. Низовцев и С.К. Муханов, воздушные стрелки Д.М. Кожин, П.В. Сальников, Г.Ф. Белоусов и В.И. Смирнов.

В.М.Молотова сопровождали военный представитель генерал-майор Ф. М. Исаев и минимальная делегация, в составе которой были  два человека из его личной охраны.

Вылет

11 мая с наступлением сумерек самолет  с советской делегацией в вылетел с аэродрома Быково, пересек линию фронта и территорию оккупированную немцами, а также два моря – Балтийское и Северное, где превосходство гитлеровской авиации было абсолютным.

Летели на предельной для тех лет высоте, в кислородных масках, при температуре 50 градусов ниже нуля, под огнем немецких и своих зенитных батарей, вслепую, в кромешной мгле. Одна надежда - чтобы не подвели двигатели, которые поочередно отключали, чтобы дать им отдохнуть.

Не обошлось без ЧП. Один из моторов все же вышел из строя над морем, Пе-8 подвергся атаке вражеского ночного истребителя, зацепившего очередью антенну радиокомпаса.

Прибытие советской правительственной делегации в Лондон. Май 1942 г.

Прибытие советской правительственной делегации в Лондон. Май 1942 г.

 
Подписание договора между СССР и Великобританией о союзе в войне против Германии и ее сообщников в Европе. Сидят (слева направо): И. М. Майский, В. М. Молотов, А. Идеи, У. Черчилль. Лондон, май 1942 г.

Подписание договора между СССР и Великобританией о союзе в войне против Германии и ее сообщников в Европе. Сидят (слева направо): И. М. Майский, В. М. Молотов, А. Идеи, У. Черчилль. Лондон, май 1942 г.

19 мая самолет благополучно приземлился в Северной Шотландии, а 20 мая В.М.Молотов уже был на переговорах в  британской столице. Делегация была торжественно встречена в Лон­доне — У. Черчилль предоставил ее главе свою резиденцию Че­керсе, на время переселившись в Стори-Гейт-Аннекс.

Молотов встретился также с А.Иденом.

Главными задачами советской делегации В.М.Молотова было согласова­ние единой коалиционной стратегии — обсуждение жизненно важной проблемы открытия второго фронта в 1942 г., укрепле­ние антифашистской коалиции, и подписание договора с Великобританией о дружбе и военном сотрудничестве. По его поводу Сталин телеграфировал Черчиллю: «Я уверен, что данный договор будет иметь величайшее значение для укрепления дружественных отношений между нашими двумя странами и Соединенными Штатами». Подписание договора, который был жизенно необходим СССР,  проходило сложно

23 мая Черчилль информировал Сталина о приеме им Молотова и о том, что имеются трудности: «…исходящие из того, что мы не можем не учитывать наших прежних соглашений с Польшей, позиции нашего и американского общественного мнения». Позднее Москва предоставила Черчиллю новый вариант договора, в котором уже не было пунктов, касающихся прибалтийских государств и Польши. В позитивном восприятии нового варианта, как считают некоторые западные историки, во многом была заслуга Идена. Договор был подписан 26 мая и, как сказал Черчилль, «мы теперь союзники и друзья на 20 лет».

Затем  новый перелет

Старт перелета в Америку состоялся в ночь на 19 мая 1942 г.

Перелет проходил с посадками на аэродроме Тилинг в Шотландии, в Рейкъявике (Исландия) и на канадской авиабазе Гус-бей. При взлете из Рейкьявика, где была дозаправка, едва не грохнулись в море (из-за недостаточной протяженности взлетной полосы).

Во второй половине дня 29 мая 1942 г. Пе-8 благополучно доставил пассажиров в Вашингтон.

29 — 30 мая во время переговоров в Белом доме с Рузвельтом и его советниками глава советской делегации по­ставил прямой вопрос об открытии второго фронта.

Ф.Рузвельт и В.М.Молотов в Белом Доме, Вашингтон, 29 мая-4 июня 1942 года.

Ф.Рузвельт и В.М.Молотов в Белом Доме, Вашингтон, 29 мая-4 июня 1942 года.

В ответ президентом было заявлено: «Мы хотим открыть второй фронт в 1942 году. Это наша надежда. Это наше жела­ние». Но дальше шли оговорки о трудностях с транспортиров­кой войск и т. д. В том же духе высказался и генерал Маршалл. Сообщая в Москву о результатах переговоров с американцами, Молотов писал: «Рузвельт и Маршалл заявили, что они всяче­ски хотят создать второй фронт, но пока дело упирается в недо­статок судов для переброски войск во Францию. Ничего кон­кретного они мне не заявили»".

Переговоры продолжались. 3 июня удалось согласовать пред­ложенный советской стороной проект советско-американского коммюнике, и он был одобрен президентом Рузвельтом. Ком­мюнике было опубликовано 11 июня 1942 г. в Вашингтоне и 12 июня 1942 г. в Москве. В нем указывалось, что «при переговорах была достигнута полная договоренность в от­ношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».

И июня 1942 г. госсекретарь США и посол СССР в США подписали соглашение между Советским Союзом и США «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии».

Восхищенный профессионализмом и мужеством  советских летчиков Президент США Франклин Рузвельт выразил желание встретиться, поблагодарить и лично пожать руки членам экипажа бомбардировщика.

А В.М. Молотов после окончания перелета до конца жизни часто восхищенно рассказывал о том перелете, о военных летчиках, их смелости и решительности.

4 июня машина стартовала в обратный путь и тем же маршрутом делегация  благополучно вернулась в Москву, осуществив посадку на  аэродроме Раменском.

За выполнение этого полета весь экипаж бомбардировщика был удостоен боевых наград. Пилоты и штурман Штепенко получили звание Героев Советского Союза. Второй пилот - гвардии майор В.М. Обухов был награжден орденом Ленина.

В 1944 году был спроектирован и построен пассажирский вариант Пе-8 с салоном на 12 человек и трехместной спальной кабиной. От серийных Пе-8 самолёт отличался отсутствием верхней пушечной установки и вертикальным оперением увеличенной площади с форкилем. На самолёте использовались двигатели АЧ-30Б. Самолёт предназначался для перевозки членов правительства и испытывался в апреле 1945 года, но по назначению так и не использовался.

После окончания Великой Отечественной войны Пе-8 некоторое время оставались на вооружении, а затем использовались как транспортные самолёты для перевозки спецгрузов и применялись в Арктике, причём их взлётная масса достигала 35 т, а весовая отдача составляла более 50 %.

Пуссэп и Штепенко, Кратово

Пуссэп и Штепенко, Кратово

Перелет Пе-8 в США:

Пуссэп, Молотов, Романов

Пуссэп, Молотов, Романов

Вырезки из газет посвященных этому полету

Вырезки из газет посвященных этому полету

Фотография из архива Э.К. Пуссэпа: Пе-8 (42066) в Вашингтоне, США

Фотография из архива Э.К. Пуссэпа: Пе-8 (42066) в Вашингтоне, США

Схема полета

Схема полета

Фотографии из книги Ulrich Unger: «Pe-8. Der sowjetische Fernbomber» Brandenburgisches Verlag, Berlin 1993

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика