Сегодня
сентября,
понедельник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Гороховая, 2

Выпуск 6, 2007 год

Музей политической истории России. Здесь, в старинном особняке, построенном по проекту знаменитого Джакомо Кваренги, и тысячами незримых нитей связанном с историей России, раcположился единственный в мире Музей истории органов государственной безопасности нашей страны. На вопрос, почему этот музей располагается именно здесь, в Петербурге, существует весьма простое объяснение: именно в этом здании с 1876 г. располагалось первое в стране Санкт-Петербургское отделение по охранению общественного спокойствия и безопасности, прозванное в народе «охранкой», и губернское жандармское управление.

Письма с фронта

Выпуск 2, 2006 год

У советских людей военного поколения и первых послевоенных лет одной из самых любимых была песня о письмах в исполнении великой эстрадной певицы Клавдии Шульженко. Там есть такие проникновенные слова: " Хранят так много дорогого, чуть пожелтевшие листы...". И это не мимолетная однодневная мода или навязанное официальной пропагандой отвлечение от житейских неурядиц и нужд.

Альманах «Лубянка»: начало положено

Выпуск 3, 2006 год

С душевным трепетом ждали мы реакции читателей на первые выпуски альманаха «Лубянка». Ведь решение издавать «чекистский» альманах — это результат многолетних раздумий, споров, проб и ошибок. От идеи создания историко-публицистического альманаха «Лубянка» до ее реализации прошло больше 10 лет. Мнения о напечатанных материалах самые разные. Одних волнует вопрос: «Зачем обнародовать статистику репрессий 30—50х годов?» (Сразу хочу ответить, что истинные цифры и «демстатистика» отличаются в десятки раз. Жизнь каждого человека — бесценна и никакими соображениями нельзя оправдать бесчеловечность массовых репрессий. Но тем более нужно знать правду о ее масштабах, первопричинах, психологии исполнителей, чтобы не допустить ничего подобного в будущем.) Другим, например, не нравится положительная оценка роли И.В.Сталина как Верховного главнокомандующего. Неоднозначно оценена читателями публикация о сыне Хрущева. Но для того и замышлялся наш альманах, чтобы исследовать даже самые противоречивые факты, — в споре рождается истина!

Шахиня

Выпуск 1, 2006 год

В сентябре 1972 года в Воронеж с огромной делегацией из 58 человек прибыл шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви со своей женой шахиней Фаррах. Интерес к этой монаршей паре в те годы был огромный, они считались очень популярны. Пожалуй, не проходило дня, чтобы какая-нибудь солидная газета Европы не писала о семье шаха. И писать было о чём! Мохаммед обожал драгоценности - на его парадном мундире было более двухсот сорока бриллиантов, а его личное достояние к началу 70-х годов насчитывавшее 13 миллиардов долларов, считалось одним из самых больших в мире. Кроме того, этот богатейший восточный правитель был помешанным на самолётах. Это обстоятельство и стало причиной визита шаха в наш город: Мохаммед хотел приобрести на авиационном заводе самолёт «Ту-144».

Об увековечивании памяти смоленского воеводы Михаила Борисовича Шеина - героя «Великой смуты»

Портфель редактора за 2017 год

Падение Смоленска пышно праздновалось всем католическим миром. В Кракове трое суток играла музыка, шли балы и представления. Папа римский объявил отпущение грехов участникам кампании.

WHTA – «Air Force and Marine One»

Портфель редактора за 2014 год

11 сентября 2001 года  Джордж Буш, получив  во Флориде информацию о терактах в Нью-Йорке и  предполагая  самое худшее - возможное нападение на Соединенные Штат  какой-то  неустановленной державы президент, как и положено, был   срочно  доставлен агентами Секретной Службы  на  борт ВВС -1.

«Агенты с автоматами в руках окружили Борт №1… Но сначала я должен был справиться с потрясением. Мы испытали самую неожиданную и самую разрушительную араку со времен Пирл-Харбора Враг атаковал нашу столицу  впервые начиная с 1812 года…»


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Операция «Эврика». Часть 1

28 ноября 2012; портфель за 2012 год; без рубрики

ТЕГЕРАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Место проведения - Иран, город Тегеран,
Дата проведения - 28 ноября – 1 декабря 1943 года

Идея проведения такой конференции принадлежала президенту США Рузвельту. Она была выдвинута в августе 1943 г. во время Квебекской конференции.Он предложил Сталину провести встречу, которая «была бы неофициальная и совершенно простая».Тем не менее, Сталину, Черчиллю и Рузвельту пришлось  обменятся 32 посланиями, прежде чем определили сроки и место встречи. Историки утверждают, что Сталин предлагал сделать это на территории СССР – на юге, в Астрахани, либо на севере, в Архангельске. Рузвельт же считал, что территория СССР для переговоров не подходит, и предлагал собраться на Аляске. Варианты Багдада и Каира тоже были отклонены. Черчилль навязывал встречу «Большой тройки» в Скапа-Флоу на Оркнейских островах Англии. В конце концов, выбрали Тегеран.

Основной вопрос - Открытие Второго фронта в Западной Европе.

Советская делегация во главе с И.В.Сталиным

Все службы  НКВД СССР принимали меры, которые полностью исключали бы утечку информации о предстоящем мероприятии. Упоминание о нем в любой  даже секретной переписке было строжайше запрещено.

Подготовка к встрече шла по единому плану, о полном содержании которого в Москве едва ли знали три-четыре человека. Среди них были только первые лица государства – Сталин, Молотов, Ворошилов и Берия. Кодовое название операции по обеспечению безопасности «Большой тройки» в Тегеране носило кодовое название – «Эврика».

Штаб по подготовке операции «Эврика»

Комиссар госбезопасности 3 ранга Аркадий Николаевич Апполонов (Боголюбов) - Заместитель Народного комиссара внутренних дел СССР (по войскам) - начальник Главного управления внутренних войск НКВД СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга Аркадий Николаевич Апполонов (Боголюбов) - Заместитель Народного комиссара внутренних дел СССР (по войскам) - начальник Главного управления внутренних войск НКВД СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга - Петр  Васильевич Федотов – начальник 2  Управления (контрразведка, охрана дипломатического корпуса)   НКГБ СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга - Петр Васильевич Федотов – начальник 2 Управления (контрразведка, охрана дипломатического корпуса) НКГБ СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга Николай Сидорович Власик   - первый заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР, начальник  подразделения личной охраны И.В.Сталина

Комиссар госбезопасности 3 ранга Николай Сидорович Власик - первый заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР, начальник подразделения личной охраны И.В.Сталина

Комиссар госбезопасности 3 ранга Шадрин Дмитрий Николаевич - заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР

Комиссар госбезопасности 3 ранга Шадрин Дмитрий Николаевич - заместитель начальника 6 Управления (охраны) НКГБ СССР

Способ доставки советской делегации:

  • Железная дорога – Москва – Сталинград- Баку и обратно.
  • Авиация – Баку – Тегеран и обратно.

Железная дорога – Москва – Сталинград- Баку и обратно.

Вечером 22 ноября 1943 года Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин, нарком иностранных дел В.М. Молотов и председатель Комиссии по вопросам перемирия К.Е. Ворошилов, начальник Оперативного управления Генштаба С.М.Штеменко, нарком внутренний дел, член ГКО Л.П.Берия, ответственные работники Наркомата иностранных дел и Генерального штаба  отбыли  литерным поездом № 501 из Москвы в Баку.

Литерный поезд шел по маршруту Москва – Сталинград – Баку.

Поезд Сталина тщательно готовили: обеспечили необходимым  запасом топлива, продуктами питания, тщательно проверяли радио и ВЧ-связь, предусматривали условия работы для шифровальщиков.

Состав был необычным. В глаза опытных железнодорожников сразу бросались вагоны особой формы, вокруг которых сновали крупные чины из НКВД. В одном из вагонов находились сверкавшие никелем две спецавтомашины. Впереди и сзади вагонов-салонов - платформы с зенитными орудиями и прислугой.

Салон - вагон И.В. Сталина в музее г. Гори

Салон - вагон И.В. Сталина в музее г. Гори

Впереди литерного поезда  на расстоянии одного перегона   следовал контрольный локомотив с тяжелогруженым  вагоном на случай возможного минирования пути.

Позади  шел прикрывающий состав с сотрудниками  6  Управления (охраны) НКГБ  и бойцами войск НКВД. СССР.

Комната для совещаний

Комната для совещаний

Сталин располагался в отдельном пассажирском бронированном рессорном двенадцатиколёсном  спецвагоне, весившем более  80 тонн.

 

В отдельном вагоне ехал нарком внутренних дел Л.П.Берия отвечал за безопасность делегации.

На каждую станцию по пути следования  были назначены высокие чины местных органов НКВД и военной контрразведки, отвечавшие за безопасность прохождения литерного состава..

Были переброшены также дополнительные милицейские наряды. Меры безопасности были жесткими. Из секретного циркуляра наркома внутренних дел Л.П. Берии: "На станциях и населенных пунктах по всему пути следования поезда лиц, подозрительных по терроризму и диверсиям, арестовывать, всех подозрительных на вокзалах задерживать за двое суток до проследования поезда. В поселках, прилегающих к железной дороге, проводить ежедневные облавы и проверку документов".

Тем не менее по пути следования в Баку не обошлось без «приключений». На одном из участков пути поезд чуть было не попал под налет германских бомбардировщиков.

Были и технические неполадки. Как следует из донесений, это происходило «из-за выделения неисправных паровозов, расплавления подшипников, горения буксов, выявления лопнувших рельсов...». Поездная бригада еле-еле укладывалась в график.

На поезде была установлена станция секретной ВЧ-связи. Организаторы закрытой связи докладывали: «В пунктах, где предполагались остановки, от станции ВЧ-связи до перронов вокзалов организовывались прямые линии, что позволило обеспечить практически немедленное предоставление связи». Но из-за обрыва проводов  от гололеда  «в пунктах остановок поезда, за исключением Рязани, закрытая телефонная ВЧ-связь с Москвой – отсутствовала. В результате чего,«...24 и 25 ноября Верховный Главнокомандующий не мог связаться со своей ставкой по телефону из Сталинграда, Армавира и Минеральных Вод. Пришлось использовать другие виды связи, в том числе и шифрованную».

С воздуха специальный состав прикрывала шестерка, на отдельных участках восьмерка истребителей.

26 ноября литерный поезд № 501 прибыл на  небольшую станцию Килязи, что в 85 километрах от Баку.

Авиация - Баку-Тегеран и обратно

Рейс по доставке советской делегации во главе с И.В.Сталиным в Тегеран на встречу "Большой тройки" готовился и был выполнен в условиях строжайшей тайны.

Весной 1943 г. в Химках началось переоборудование трех транспортных самолетов Ли-2 в пассажирский вариант

Переделке подвергся, предназначавшийся для главы делегации, один из лэндлизовских самолетов американский С-47B Skytrain («Небесный поезд"), два мощных двигателя которого обеспечивали ему высокую скорость 360 км/час и большой потолок. Просторный салон С-47  дополнительно звукоизолировали, утеплили и разделили перегородками на три отсека.

 Намного более совершенным, чем у Ли-2, было приборное и радиооборудование «основного» самолета С-47. Комплект приборов был значительно богаче, они были еще и точнее, надежнее, имели больший ресурс. Радистам Ли-2 оставалось только завидовать, глядя на то, что стояло на американских машинах: три разные радиостанции, радиовысотомер, комплект слепой посадки, автоматический радиокомпас. При этом американские станции имели в 5 - 6 раз большую мощность, лучшую стабильность работы и при этом меньший вес и габариты.

Контроль за выполнением всех  подготовительных работ по приказу наркома НКВД Берия был возложен лично на  А.Н.Аполлонова.

Проверочные полеты самолетов начались летом 1943 г. под руководством командира  авиабригады ГУПВ НКВД СССР и помощника начальника пограничных войск НКВД СССР по авиации генерал-майора авиации Чупрова А.М..

 Было выполнено в общей сложности более 10 полетов, после чего последовал доклад руководству - самолеты к вылету готовы.

Все подготовленные самолеты в сопровождении истребителей совершили перелет из Москвы на аэродром Баку, откуда собственно и предстояло совершить вылет в Тегеран.

На самолет С-47, на котором предстояло лететь Сталину был заранее подобран экипаж  под  командованием опытного летчика  полковника В.Г.Грачева (шеф-пилота Л.П.Берия).

Все держалось в тайне и о предстоящем полете экипаж самолета узнал только перед стартом, когда на борт самолета поднялись И.В.Сталин, В.М.Молотов и К.Е.Ворошилов. Этим же самолетом полетел и генерал Штеменко, доложив в воздухе руководителям страны обстановку, сложившуюся на фронтах за минувшие сутки. По прибытию  литерного поездом № 501 с делегацией  в Баку маршал авиации А.Е.Голованов настоял на немедленном вылете делегации т.к.метеоусловия для ноября месяца в этот день были отличные.

Для обслуживания самолетов в Тегеран была направлена группа опытных инженеров и авиатехников 1-го АП ПВ НКВД под руководством п/полковника М.С. Красильникова.

В самолете Ли-2, который вел генерал-полковник Голованов, летели ответственные сотрудники Наркомата иностранных дел и охрана.

 Вслед за этими машинами курс на Тегеран взяли еще несколько самолетов. После трехчасового полета полковник Грачев повел самолет на посадку.

На аэродроме членов правительства уже ждали автомобили. Первой на большой скорости в город ушла машина, в которой ехали Сталин, Молотов и Ворошилов, за ней - машины с охраной.

Всего для обслуживания советской делегации из  Москвы из гаража  особого назначения (ГОНа)  в Тегеран 18 ноября через железнодорожную станцию Астары, совершив 300-км марш, были направлены десять спецавтомобилей. Для И.В.Сталина и его группы личной охраны предназначались четыре  машины – специальный бронированный «Паккард», «Линкольн», ЗИС-101 и «Каддилак».

 Остальные шесть автомашин предназначались для обслуживания В.М.Молотова, К.Е.Ворошилова, Л.П.Берия и других членов делегации.

Иллюстрации:varjag-2007; informacia.ru; 

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика