Сегодня
декабря,
вторник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Либеральный идеализм и галицийский нацизм

Портфель редактора за 2017 год

Такое название статьи объясняется тем, что политика либерального идеализма в отношении галицийских нацистов началась с 1945 г. и привела к их сохранению, а затем к возрождению, захвату ими власти, установлению оккупационного режима и началу бандеризации всего народа Украины путем морального и физического террора.

Эдельвейс

Выпуск 6, 2007 год

Леденящее душу начало афганской войны я ощутил в январе 1980 года, когда ночью на расположенный вблизи Оренбурга военный аэродром приземлился самолет Аэрофлота, наполненный ранеными солдатами и офицерами. В соответствии с требованиями режима секретности, к месту посадки прибыли начальник гарнизона, врачи и медсестры с санитарными машинами, три офицера штаба и я - представитель так называемых в то время контрольных органов. Круг лиц, привлеченных к выгрузке пострадавших, был строго ограничен. Командованием и военной контрразведкой принимались меры по предотвращению утечки информации о поступивших в гарнизонный госпиталь первых жертвах боевых действий.

Дети Дзержинского

Выпуск 1, 2006 год

Основываясь на примерах 1917-1920 гг., автор доказывает, что в современной России можно и должно победить беспризорность.

Новые книги. Библиографический список книг чекистской тематики 2004-2005 гг.

Выпуск 2, 2006 год

Среди достаточно широкого спектра правдивой литературы героико-патриотической и чекистской тематики, которая нелегко, но все увереннее прокладывает дорогу к российскому читателю, обращаем ваше внимание на семь новых изданий. При всем различии тем и временных этапов советской истории, их объединяющим началом является документальность, высокая информационная насыщенность, достоверно и точно отражающие дух времени, нелегкие судьбы современников - участников описываемых событий.

Мой отец — Василий Рябцев

Выпуск 2, 2006 год

Дорогая редакция! Буду глубоко признателен, если вы опубликуете эту небольшую заметку. Потому что, надеюсь, найдутся еще живые свидетели, которые пожелают поделиться со мной воспоминаниями, связанными с работой моего отца в бежицком подполье.

Меркантильная ложь как товар, или Мифы для торга, ложь для продажи

Выпуск 6, 2007 год

Писать о прошлом проще, чем о настоящем и будущем, потому что воспроизводить приходится то, что уже было, ничего не убавляя и не прибавляя, но это при условии, если писать честно. И все же, к великому сожалению, не всегда можно легко разобраться со вчерашними событиями, которые преднамеренно замешаны на лжи, тем более неправде, для ее продажи. К таким событиям можно отнести и длинный дезинформационный шлейф о событиях на Смоленщине в районе Катынского леса.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Морская гвардия. Освоение просторов и глубин

12 декабря 2012; портфель за 2012 год; без рубрики

Автор публикации: В.Н.Величко

Из книги В.Н.Величко «Очерки истории российской морской лейб-гвардии»

После долгих лет забвения в последнее время все чаще можно встретить публикации об уникальном подразделении российского морского флота — Морском Гвардейском экипаже.

Являясь продолжателем лучших традиций русской гвардии, Гвардейский экипаж внес большой вклад в развитие не только россий­ского Военно-Морского Флота, мореплава­ния, но и науки и техники.

Комплектование Экипажа офицерами все­гда находилось в ведении первых лиц государ­ства. Ни один род войск не требовал от офицера-гвардейца такого объема знаний, профес­сионального опыта, выдающихся личных ка­честв, способностей выполнять огромное ко­личество самых разноплановых задач.

В море жизнь охраняемых лиц полностью зависела от профессионализма офицеров, сла­женности работы экипажа корабля. В услови­ях разбушевавшейся стихии у морского офи­цера-командира не было времени ждать указа­ний от высшего руководства.

Поэтому со времен Екатерины II в морскую гвардию направлялись наиболее подготовлен­ные боевые офицеры российского флота, про­явившие не только личные смелость и муже­ство в сражениях, но и доказавшие свое уме­ние командовать судами в дальних походах, в сложных гидрометеорологических условиях.

С павловских времен к придворной флоти­лии, а затем к Гвардейскому экипажу припи­сывались боевые суда. Корабли Морского Гвардейского экипажа участвовали в морских битвах, батальоны экипажа в сухопутных сра­жениях.

Капитан  I ранга Юрий Федорович  Лисянский (1784 – 1837)

Капитан I ранга Юрий Федорович Лисянский (1784 – 1837)

Не менее значимы и заслуги офицеров Морского Гвардейского экипажа в развитии мореплавания и наук о Земле, кругосветных путешествиях и географических открытиях.

Не столь широко известно, что выдающие­ся мореплаватели и открыватели новых земель Ю.Ф. Лисянский и Ф.Ф. Беллинсгаузен были, помимо всего, командирами, один — царской «придворной флотилией и гребными судами» (1807-1808 гг.), а другой — Гвардейского эки­пажа (1826-1830 гг.).

Капитан  I ранга Юрий Федорович  Лисянский (1784 – 1837)

Служил в Морском Гвардейском экипаже с 1807  по 1808 год. Командовал корветом «Зачатие  св.Анны» на Кронштадском рейде и корветом «Эмгейтен» плавал от Кронштадта до Дагерорда.)

В 1803 г. перевел с английского и издал труд  Д. Клерка «Движение флотов».

Опубликовал книги «Путешествие вокруг света в 1803,4,5 и 1806 годах, по повелению Его Императорского Величества Александра I, на корабле «Нева», под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана 1 ранга и кавалера, Юрия Лисянского» (1812) (в 1947 году эту книгу выпустило Дальневосточное книжное издательство по изданию 1812 года). и «Собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию…Юрия Лисянского на корабле «Нева». В отставке с 1809 г. Похоронен в Александро-Невской лавре. Его именем названы несколько географических пунктов.

Контр-адмирал Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852)

Контр-адмирал Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852)

Контр-адмирал Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852)

В РГА ВМФ  имеется акт передачи дел между командирами Гвардейского экипажа – Белинсгаузеном и Шишмаревым. Декабрь 1830 -январь 1831 гг.       Фонд.935,опись 1, №181 на 193 листах.

Ф.Ф.Беллинсгаузеном была открыта Антарктида.С 1839 года до конца своей жизни Ф.Ф. исполнял должность главного командира Кронштадтского порта и  военного губернатора Кронштадта.

Многие офицеры Гвардейского экипажа привозили из кругосветных путешествий все­возможные редкости, которые легли в основу Морского музея, созданного в 1805 г. на базе знаменитой петровской «модель-камеры».

Возвратившись в конце 1806 г. из круго­светного плавания, капитан-лейтенанты П. Повалишин и Ю.Ф. Лисянский передали в музей этнографическую коллекцию из 13 предметов культуры и быта коренных жителей Сандвичевых и Маркизских островов и Север­ной Америки. Значительную по объему кол­лекцию — 230 единиц получил музей в 1821- 1824 гг. от Ф.Ф. Беллинсгаузена, руководителя экспедиции в Южное полушарие. Здесь были луки, колчаны, стрелы, боевые топоры, копья и другие виды оружия.

Именами О.Е. Коцебу, Ю.Ф. Лисянского, Б. А. Вилькицкого и других офицеров-гвардей­цев названы острова, проливы и другие много­численные географические пункты.

Автор у стенда МГЭ в ЦВММ. 2005 г.

Автор у стенда МГЭ в ЦВММ. 2005 г.

Офицеры-гвардейцы были авторами мно­гих оригинальных статей, печатавшихся в ос­нованном в 1848 г. научно-теоретическом журнале русских военных моряков — «Мор­ском сборнике». Статьи посвящались истории русского флота, развитию боевой техники, искусству судовождения, истории географичес­ких открытий, экспедиций, путешествий, ис­следованиям мирового океана и своих, отече­ственных морей.

В 1854 г. редактором «Морского сборника» был офицер Гвардейского экипажа — Платон Юрьевич Лисянский, сын известного русско­го мореплавателя. Активно сотрудничал с «Морским сборником» командир Гвардейско­го экипажа адмирал Н.А. Аркас. В 1853-54 гг. он опубликовал статьи: «Описание маневров 2-х соединенных дивизий Балтийского фло­та», «Размышления о приготовлениях к даль­нему вояжу». Им были подготовлены для жур­нала справочные материалы по турецкому, греческому и неаполитанскому флотам за 1852 г. 

И, естественно, учитывая элитный подбор офицерского корпуса (по образовательному уровню, деловым качествам, опыту корабле­вождения и штабной работы, кругу контактов и личных знакомств, как на флоте, так и среди высокопоставленных чиновников различных  государственных учреждений), Морской Гвардейский экипаж, являлся, по сути дела, флотской «лабораторией», где успешно прохо­дили испытания научно-технические новин­ки. Они внедрялись, прежде всего, на кораб­лях, обслуживавших и охранявших импера­торскую семью.

Во время кругосветного плавания в 1823- 26 гг. на шлюпе «Предприятие», которым ко­мандовал уже известный нам гвардеец капи­тан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу (с 1728-1730 гг. являлся офицером Гвардейского экипажа), молодой русский физик (впоследст­вии академик) Э.Х. Ленц с помощью лота с ле­бедкой, изобретенного им, производил заме­ры глубин в районе Маршалловых островов. Способ Ленца позднее использовался при из­мерении больших глубин Черного моря. В плаваниях Коцебу изучал магнитное поле Зем­ли, производил регулярные наблюдения за ра­ботой корабельных компасов и судовым маг­нетизмом.

В середине 50-х годов XIX века создается учебная морская ракетная ко­манда, которой руководит пору­чик Гвардейского экипажа Р. В. Мусселиус. Он же является с 1857 г. членом комитета о под­водных минах и Морского уче­ного комитета.

В 1879 г. на фрегате «Генерал- адмирал» и клипере «Наездник» испытывались механические ре­гуляторы скорости, изобретен­ные капитаном О.С. Костовичем. Они были способны преду­преждать поломку частей судо­вых паровых машин во время сильного волнения на море.

В 1887 г. И.П. де Колонг, воз­главлявший с 1878 г. компасное дело в русском флоте, совместно с Г. Добровым впервые в истории устранили электромагнитную девиацию (влияние судового «железа» на стрелку магнитного компаса) на императорской яхте «Держава», применив магнитное поле соленоидов, питаемых по­стоянным электрическим током.

Опыт практического исполь­зования в морском деле радио­связи также тесно связан с исто­рией Морского Гвардейского экипажа.

В ноябре 1899 г. на отмели в районе острова Гогланд потерпел бедствие приписанный к Гвардейскому экипажу броненосец береговой обо­роны «Генерал-адмирал Апраксин». Учитывая большой общественный резонанс, который получила тяжелая авария новейшего броне­носца русского флота, а также то, что работы по его спасению находились под личным кон­тролем императора, огромную роль приобре­тала полная и своевременная информация о ходе аварийно-спасательных работ.

"Генерал-адмирал Апраксин" на мели у острова Готланд, январь 1900 года

Однако сообщения в Петербург постоянно запаздывали. Возмущению Николая II отсут­ствием телеграфа в «главнейших пунктах» Финского залива не было предела. Однако развертывание стационарных почтово-телеграфных точек при всем старании можно было организовать не ранее весны 1900 г. Для орга­низации оперативного руководства спасатель­ными работами и своевременного информи­рования о них императора управляющим Морским министерством вице-адмиралом П.П. Тыртовым была поддержана идея флот­ских офицеров использовать в этих целях вы­дающееся изобретение 19 века — радио. Было принято решение связать остров с материком с помощью «телеграфа без проводов», изобре­тенного преподавателем Минного офицерско­го класса А.С. Поповым.

На место работ были отправлены с ком­плектами радиостанций сам А.С. Попов, его помощник П.Н. Рыбкин, капитан 2 ранга Г.И. Залевский и лейтенант А.А. Реммерт. На островах Гогланд и Кутсало у Котки были со­оружены мачты для установки антенн. И как результат — первая в истории радиограмма от­правилась с гвардейского броненосца на бе­рег, на расстояние более 40 верст.

По итогам использования радиосвязи для Морского технического комитета был подго­товлен подробный доклад, в котором положи­тельно оценивался опыт «беспроволочного те­леграфирования» и подтверждалось огромное его оперативно-тактическое значение.

К 1909 г. в Морском ведомстве уже имелось 130 судовых и миноносных станций. Радио­станциями были оборудованы входившие в состав 2-й эскадры флота Тихого океана (ад­мирала З.П. Рожественского) корабли Гвар­дейского экипажа, в частности, крейсера 1 ранга «Аврора» и «Орел».

23 сентября радисты-телеграфисты «Орла», стоявшего на большом Кронштадском рейде, уверенно «переговаривались» с император­ской яхтой «Штандарт», уходящей в Ревель. Яхта силами минного офицера лейтенанта А.А. Щетинина была оборудована усовершен­ствованным аппаратом беспроволочного теле­графа. Устойчивая связь поддерживалась на расстоянии 45 миль.

Во время подготовки к походу броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» (в списках су­дов Гвардейского экипажа до 1899 г.), вхо­дившего в 3-ю эскадру, направленную на Дальний Восток на усиление отряда Рожест­венского, на нем была установлена станция беспроволочного телеграфирования системы «Сляби-Арко».

В Гвардейском экипаже прошли испытание многие новинки судостроения, артиллерий­ского вооружения, навигационной и другой техники. В частности, изобретенные вице-ад­миралом А.А. Поповым круглые суда, т.н. — «поповки» (императорская яхта «Ливадия») и построенный для государя императора элект­рический катер «Пернач». На гвардейском броненосце «Генерал-адмирал Апраксин» впервые были установлены и испытаны изго­товленные на Путиловском заводе башенные артиллерийские установки с электрическим приводом.

26 июля 1912 г. на Кронштадтском рейде Государь посетил яхту морского министра «Нева», где подробно ознакомился с прибором для шифрования телеграмм, изобретенным лейтенантом К.В. Солдатенковым.

В 1917-1918 г. на яхте «Стрела» были прове­дены опыты с гироскопическим указателем курса — ортоскопом, изобретенным П.П. Шидловским.

Естественно, что Морской Гвардейский экипаж не остался в стороне и от внедрения в российском флоте судов для подводного пла­вания — подводных лодок.

Подводная лодка К. Шильдера

Подводная лодка К. Шильдера

Офицеры и нижние чины Гвардейского экипажа и лейб-гвардии саперного батальона обслуживали построенное в 1834 г. на Алек­сандровском литейном и механическом заводе в Санкт-Петербурге первое в России цельно­металлическое судно — подводную лодку.

Лодка водоизмещением 16 тонн была спро­ектирована выдающимся русским военным инженером генерал-адъютантом К.А. Шильдером (1785-1854).

Её железный корпус был увенчан двумя ба­шенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни выходила вертикальная «опти­ческая труба» — прообраз современного пери­скопа, через крышу кормовой — вентиляцион­ная труба.

Обязанности членов экипажа распределя­лись следующим образом: один — на руле, чет­веро — на гребках, двое при кранах и насосах, один — при гальваничес­кой батарее, один — в ре­зерве. Все нижние чины, попеременно сменяясь, качали четыре «гребка» (двигатель), по принципу действия, напоминаю­щие утиные лапки. При холостом ходе вперед они складывались для умень­шения сопротивления, а при рабочем движении назад раскрывались. «Мощности» мускульно­го двигателя не всегда  хватало для преодоления  течения в подводном по­ложении и силы ветра — в надводном. Десятый член экипажа — офицер (командир) находился в кормовой башне и, на­блюдая оттуда через иллюминаторы и перископ за поверхностью моря, отдавал необходимые команды. Скорость лодки достигала всего 0,4 узла.

Командирами на подводной лодке были мичман Гвардейского экипажа Р.Н. Жмелев (с 1838 г.) и лейтенант Адамопуло.

Вооружение лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне, на конце длинного бушприта. Вонзив гарпун с миной в борт вражеского корабля, подводная лодка давала задний ход. И, отойдя на безо­пасное расстояние, взрывала мину с помощью электрического запала, разработанного акаде­миком Б.С. Якоби.

 Кроме того, на каждом борту лодки были установлены станки из трех 4,5-метровых металлических труб для запуска 4-х дюймовых (102 мм) пороховых ракет сис­темы Конгрева. Все 6 ра­кет были надежно изоли­рованы от воды пробками, прикрытыми резиновыми колпачками. Воспламене­ние ракет проводилось с помощью электрозапалов от специальных батарей. Лодка могла вести оди­ночный и залповый ракет­ный огонь. Кучность стрельбы была соизмери­ма с имевшимися тогда на кораблях гладкоствольными орудиями. При попадании   зажигательные ра­кеты вызывали пожар на деревянном корабле.

29 августа 1834 г. на секретных испытаниях подводной миноноски присутствовал импера­тор Николай I. Испытания проходили на Неве в 40 верстах вверх по течению от города. Лодка маневрировала под водой и оставалась в по­груженном состоянии при помощи тяжелых металлических гирь-якорей. С первых же ми­нут испытатели убедились в невозможности управления лодкой изнутри. Однако быстро был найден оригинальный выход из положе­ния. Экипаж оставался внутри лодки, а коман­дир (сам генерал Шильдер) «находился вне оной на палубе, погруженный в воду по грудь в одежде из непроницаемой водою ткани», в бо­тинках со свинцовыми подошвами. Указания рулевому он давал через переговорную трубу.

Шильдер совершил на своей лодке еще не­сколько удачных погружений и маневров на Кронштадтском рейде, а 24 июня 1838 г. на се­верном рейде Кронштадта даже взорвал почти десятикилограммовой пороховой миной пла­вучую мишень. Только волей случая и благо­даря мастерству моряков лодка избежала гибе­ли.

«...По приближении к судну мина, нахо­дившаяся на носу лодки, притиснута была к судну удачно, самая же лодка течением была увлечена почти под киль судна, но... плывший сзади катер взял оную на буксир».

Были также впервые в мире проведены за­пуски из-под воды пороховых ракет.

Работы над шильдеровской подводной лод­кой были прекращены осенью 1841 г. Вся ин­формация о подводной лодке Шильдера была засекречена и поэтому свыше 100 лет не была известна историкам.

И хотя подводная лодка Шильдера не была поставлена на вооружение русского военно- морского флота, опыт, полученный при ее проектировании, строительстве и испытани­ях, был использован судостроителями в даль­нейшем.

Показ императору Николаю 2 первой отечественной подводной лодки «Дельфин».Худ.Тронь А.А. Фото с выставки ЦВММ.

Показ императору Николаю 2 первой отечественной подводной лодки «Дельфин».Худ.Тронь А.А. Фото с выставки ЦВММ.

28.08.1904 г. к судам Морского Гвардейско­го экипажа была приписана подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» (типа «Ка­сатка»).

Первая серия подводных лодок т.н. «рус­ского типа» (подводный миноносец типа «Ка­сатка» проекта инженера И.Г. Бубнова) состо­яла из 6 подводных лодок. («Касатка», «Мак­рель», «Налим», «Скат», «Окунь», «Фельдмар­шал граф Шереметев»).

Заказ на строительст­во этих подводных лодок был передан Балтий­скому заводу в С.-Петербурге 24.03.1904 г.

Подводный миноносец «Фельдмаршал граф Шереметев» строился на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования» и был спущен на воду 8.06.1904 г. Следует отметить, что большая часть средств, потраченных на постройку шестой подводной лодки, назван­ной «Фельдмаршал граф Шереметев», была пожертвована семьей Шереметевых, желав­шей таким образом увековечить память своего знаменитого предка — выдающегося соратни­ка Петра Великого, первого в России генерал-фельдмаршала и героя Полтавской битвы.

Свиты ЕИВ генерал-майор А.Д. Шереметев пожертвовал на строительство этой лодки око­ло 200 тысяч рублей.

Лодка была однокорпусная, безотсечная. Водоизмещение: 142/177(157) т. Размеры 33,4x3,39 м; 2 бензиновых двигателя мощнос­тью 400 л.с., электродвигатель 70 л.е.; 4 торпед­ных аппарата Двежецкого; скорость 10/6 узлов, экипаж 24 человека. Подводная лодка была укомплектована прошедшим специальную подготовку личным составом Гвардейского экипажа и находилась в его списках до 1905 г.

Во время русско-японской войны подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» и одно­типные «Скат», «Налим» и «Касатка» были пе­реброшены с Запада на Тихий океан. Операция была особенная. Было решено перевозить лод­ки, не разбирая корпусов, а лишь сняв рубки, выступающие части и выгрузив аккумуляторы. В связи с тем, что масса каждой лодки составля­ла около ста тонн, инженером И.Г. Бубновым специально были спроектированы шестнадцатиосные железнодорожные платформы-транспортеры, на которые загружались по две лодки. Перед отправкой транспортеры с грузом про­шли контрольную обкатку.

Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» на марше 1904 г.

Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» на марше 1904 г.

Второго и четвертого ноября 1904 г. два эшелона с лодками ушли во Владивосток. Че­рез озеро Байкал транспортеры с лодками пе­ревозились на полозьях по льду (по другой ин­формации на пароме-ледоколе). 29 декабря 1904 г. эшелон № 602 благополучно прибыл во Владивосток. Сборка лодок производилась в мастерских военного порта Владивостока. В соответствии с приказом № 1102 от 23.12.1904 г. по Владивостокскому порту лодка вошла в состав первого на русском флоте со­единения подводных лодок — Отдельный от­ряд миноносок. Отряд входил в состав Влади­востокского отряда крейсеров. Впоследствии подводные лодки (миноноски) вошли в состав сил, предназначенных для «охраны вод Уссу­рийского края».

Лодка неоднократно выходила в море. Пер­вый выход в море состоялся 18.03.1905 г. Она несла позиционную и дозорную службу (район боевого патрулирования — залив Петра Вели­кого) на подходах к портам и базам Тихооке­анского флота, но контактов с японскими кораблями не имела и поэтому боевых действий не вела, являясь средством сдерживания япон­ских ВМС.

Отряд подводных лодок Владивостокского форта  в месте постоянного базирования бухте Улисс. 1910 год

Отряд подводных лодок Владивостокского форта в месте постоянного базирования бухте Улисс. 1910 год

Противник, зная о присутствии во Владивостоке отряда русских подводных ло­док, избегал подходить к этому району. Таким образом, одним своим присутствием подвод­ные лодки ограничивали оперативную манев­ренность и районы боевых действий японских кораблей. Общая продолжительность похода составляла около месяца. Наибольшее удале­ние от базы было 40 миль.

В октябре 1910 г. на ней испытывалось раз­работанное поручиком Корпуса инженеров- механиков флота Б.Е. Сальяром устройство, позволявшее при нахождении лодки на пери­скопной глубине использовать для движения двигатель надводного хода. Первое подобное устройство по чертежам Сальяра было изго­товлено в мастерских транспорта «Ксения». После этого Сальяр добился разрешения на оборудование этим устройством подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев».

В архивном отчете за 1910 г. о сравнитель­ных испытаниях подводных лодок «Фельдмар­шал граф Шереметев» и «Скат» мы читаем: «19 октября подводные лодки «Ф. гр. Шереметев» и «Скат» выходили из Владивостока в Амур­ский залив на подводный ход, причем подвод­ная лодка «Ф. гр. Шереметев» произвела ис­пытание возможности хода в боевом положе­нии под  бензиномоторами, благодаря прове­денным трубам от рабочих газов бензиномотора выше боевой рубки. Выяснилось, что при положении передних рулей в горизонтальной плоскости, задних же, положенных на погру­жение, при не свежей погоде, такое движение лодки вполне возможно».

Таким образом, моряки-гвардейцы участ­вовали во внедрении на российском подвод­ном флоте устройств (РПД), более чем на 25 лет опередив знаменитые германские «шнорхели».

С началом 1-й мировой войны подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» вновь по железной дороге была возвращена на Бал­тику, где несла дозорную службу и приняла участие в боевых действиях. На 1 марта 1917 г. она входила в 7-й дивизион подводных лодок дивизии подводных лодок флаг контр-адмирала Д.Н. Вердеревского. С 25.10.1917 г. лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» находилась в составе Красного Балтфлота под названием «Кета». 23.09.1923 г. во время наводнения в Петрограде она затонула, но была поднята. Из списков судов Балтийского флота «в связи с полным износом» была исключена 21.11.1925 г. прослужив более 20 лет.

Технические знания и опыт офицеров и нижних чинов  Морского Гвардейского экипажа был востребован и на суше.

Одним из самых торжественных триумфальных сооружений во славу побед  русской армии «вечной памяти 1812 года» стал знаменитый «Александрийский столп», воздвигнутый на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге в 1832-34 гг. Монумент  по проекту французского скульптора Огюста Рикара Монферрана был создан как памятник императору Александру I. Надпись на одной из граней постамента гласит: «Александру I – Благодарная Россия».

Для колонны скульптор решил использовать  монолит из  знаменитого гранита-пютерлита, добывавшегося в каменоломнях в районе Виролахти  (сейчас-Финляндия).

Каменоломня в Виролдахти и остатки дамбы и пристани, где загружались корабли и баржи, на которых многотонные гранитные заготовки доставлялись в С.Петербург. Фото автора.

Установка  47-метровой каменной колонны требовала серьезной инженерной подготовки и умений.

В постановке «столпа» (по способу купца С.К.Суханова) 30 августа 1832 года  принимали участие 15 унтер-офицеров и 300 матросов Морского Гвардейского экипажа.

Государь-император Николай I принимал активное участие в подготовке торжественного мероприятия. Он выезжал в Финляндию, посещал каменоломни, где шла предварительная обработка камня для колонны. Со всей царской семьей присутствовал на Дворцовой площади во время  поднятия колонны на постамент. 

Иллюстрации: фото автора; guardcrew.com; shipandship.chat.ru; oosif.ru; bgshop.ru 

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика