Сегодня
февраля,
понедельник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Юрий Гагарин на почтовых марках мира

Портфель редактора за 2011 год

mark-gagarin-01Азербайджан, Албания, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Габон, Гамбия, Гвинея, ГДР, Индия, Казахстан, Карелия, Конго, Южная Корея, Куба, Лаос, Македония, Малави, Малазия, Молдова, Монголия, Польша, Руанда, Румыния, Сан-Томе и Принсипи, Сербия, Сьерра-Леоне, Сент Винсент, Франция, Чад, Чехословакия

Полеты В.М.Молотова в Великобританию и США. 1942 год

Портфель редактора за 2011 год

В мае-июне 1942 года Министру Иностранных дел СССР В.М. Молотову и сопровождающим его лицам пришлось, рискуя жизнью, совершить крайне опасный перелет в Англию и США.

 Это был первый полет члена Правительства СССР за рубеж. Визит состоялся по личному распоряжению И. Сталина.

Памяти Пирожкова В.П.

Выпуск 11, 2009 год

9 января 2009 г. ушел из жизни видный государственный и партийный деятель времен советского государства генерал-полковник Пирожков Владимир Петрович.

Вся его жизнь — ярчайший образец ...

Имя среди имен

Выпуск 4, 2006 год

Н.И. Кузнецов обладал уникальными способностями по освоению немецкого языка и завязыванию знакомств. В 1932 г. он был привлечен органами безопасности СССР к секретному сотрудничеству под псевдонимом «Колонист». С 1938 г. служит в аппарате внешней разведки и готовится к практической работе за границей с нелегальных позиций, а с июля 1941 г. становится сотрудником Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКГБ СССР.

Слово редактора

Выпуск 5, 2007 год

Уважаемые читатели! Трудно, с огромными усилиями Россия выбирается из смутных ельцинских времен. Не очень сегодня верится в цифры роста ВВП, повышения экономического благосостояния народа. Еще В.И. Ленин говорил о беспредельных возможностях статистики, с помощью которой можно объяснить в свою пользу практически любое явление. Например, если поделить на душу населения пенсию ветерана, средние доходы менеджеров нефтегазовой и банковских сфер, а теперь и зарплаты высокопоставленных чиновников, то, возможно, и окажется, что в среднем все мы стали жить лучше.

Самарский щит

Портфель редактора за 2008 год

Книга посвящена 90-летию Управления ФСБ по Самарской области и рассказывает об историческом пути самарских чекистов, начиная с первых исторических упоминаний о Самарском крае и до сегодняшнего дня. В книге представлены уникальные материалы работы Самарской ГубЧК-УФСБ, документы и фотографии. В литературной форме излагаются основные этапы славной истории самарских контрразведчиков. Книга будет интересна широкому кругу читателей.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Морская гвардия. Освоение просторов и глубин

12 декабря 2012; портфель за 2012 год; без рубрики

Автор публикации: В.Н.Величко

Из книги В.Н.Величко «Очерки истории российской морской лейб-гвардии»

После долгих лет забвения в последнее время все чаще можно встретить публикации об уникальном подразделении российского морского флота — Морском Гвардейском экипаже.

Являясь продолжателем лучших традиций русской гвардии, Гвардейский экипаж внес большой вклад в развитие не только россий­ского Военно-Морского Флота, мореплава­ния, но и науки и техники.

Комплектование Экипажа офицерами все­гда находилось в ведении первых лиц государ­ства. Ни один род войск не требовал от офицера-гвардейца такого объема знаний, профес­сионального опыта, выдающихся личных ка­честв, способностей выполнять огромное ко­личество самых разноплановых задач.

В море жизнь охраняемых лиц полностью зависела от профессионализма офицеров, сла­женности работы экипажа корабля. В услови­ях разбушевавшейся стихии у морского офи­цера-командира не было времени ждать указа­ний от высшего руководства.

Поэтому со времен Екатерины II в морскую гвардию направлялись наиболее подготовлен­ные боевые офицеры российского флота, про­явившие не только личные смелость и муже­ство в сражениях, но и доказавшие свое уме­ние командовать судами в дальних походах, в сложных гидрометеорологических условиях.

С павловских времен к придворной флоти­лии, а затем к Гвардейскому экипажу припи­сывались боевые суда. Корабли Морского Гвардейского экипажа участвовали в морских битвах, батальоны экипажа в сухопутных сра­жениях.

Капитан  I ранга Юрий Федорович  Лисянский (1784 – 1837)

Капитан I ранга Юрий Федорович Лисянский (1784 – 1837)

Не менее значимы и заслуги офицеров Морского Гвардейского экипажа в развитии мореплавания и наук о Земле, кругосветных путешествиях и географических открытиях.

Не столь широко известно, что выдающие­ся мореплаватели и открыватели новых земель Ю.Ф. Лисянский и Ф.Ф. Беллинсгаузен были, помимо всего, командирами, один — царской «придворной флотилией и гребными судами» (1807-1808 гг.), а другой — Гвардейского эки­пажа (1826-1830 гг.).

Капитан  I ранга Юрий Федорович  Лисянский (1784 – 1837)

Служил в Морском Гвардейском экипаже с 1807  по 1808 год. Командовал корветом «Зачатие  св.Анны» на Кронштадском рейде и корветом «Эмгейтен» плавал от Кронштадта до Дагерорда.)

В 1803 г. перевел с английского и издал труд  Д. Клерка «Движение флотов».

Опубликовал книги «Путешествие вокруг света в 1803,4,5 и 1806 годах, по повелению Его Императорского Величества Александра I, на корабле «Нева», под начальством флота капитан-лейтенанта, ныне капитана 1 ранга и кавалера, Юрия Лисянского» (1812) (в 1947 году эту книгу выпустило Дальневосточное книжное издательство по изданию 1812 года). и «Собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию…Юрия Лисянского на корабле «Нева». В отставке с 1809 г. Похоронен в Александро-Невской лавре. Его именем названы несколько географических пунктов.

Контр-адмирал Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852)

Контр-адмирал Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852)

Контр-адмирал Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1778-1852)

В РГА ВМФ  имеется акт передачи дел между командирами Гвардейского экипажа – Белинсгаузеном и Шишмаревым. Декабрь 1830 -январь 1831 гг.       Фонд.935,опись 1, №181 на 193 листах.

Ф.Ф.Беллинсгаузеном была открыта Антарктида.С 1839 года до конца своей жизни Ф.Ф. исполнял должность главного командира Кронштадтского порта и  военного губернатора Кронштадта.

Многие офицеры Гвардейского экипажа привозили из кругосветных путешествий все­возможные редкости, которые легли в основу Морского музея, созданного в 1805 г. на базе знаменитой петровской «модель-камеры».

Возвратившись в конце 1806 г. из круго­светного плавания, капитан-лейтенанты П. Повалишин и Ю.Ф. Лисянский передали в музей этнографическую коллекцию из 13 предметов культуры и быта коренных жителей Сандвичевых и Маркизских островов и Север­ной Америки. Значительную по объему кол­лекцию — 230 единиц получил музей в 1821- 1824 гг. от Ф.Ф. Беллинсгаузена, руководителя экспедиции в Южное полушарие. Здесь были луки, колчаны, стрелы, боевые топоры, копья и другие виды оружия.

Именами О.Е. Коцебу, Ю.Ф. Лисянского, Б. А. Вилькицкого и других офицеров-гвардей­цев названы острова, проливы и другие много­численные географические пункты.

Автор у стенда МГЭ в ЦВММ. 2005 г.

Автор у стенда МГЭ в ЦВММ. 2005 г.

Офицеры-гвардейцы были авторами мно­гих оригинальных статей, печатавшихся в ос­нованном в 1848 г. научно-теоретическом журнале русских военных моряков — «Мор­ском сборнике». Статьи посвящались истории русского флота, развитию боевой техники, искусству судовождения, истории географичес­ких открытий, экспедиций, путешествий, ис­следованиям мирового океана и своих, отече­ственных морей.

В 1854 г. редактором «Морского сборника» был офицер Гвардейского экипажа — Платон Юрьевич Лисянский, сын известного русско­го мореплавателя. Активно сотрудничал с «Морским сборником» командир Гвардейско­го экипажа адмирал Н.А. Аркас. В 1853-54 гг. он опубликовал статьи: «Описание маневров 2-х соединенных дивизий Балтийского фло­та», «Размышления о приготовлениях к даль­нему вояжу». Им были подготовлены для жур­нала справочные материалы по турецкому, греческому и неаполитанскому флотам за 1852 г. 

И, естественно, учитывая элитный подбор офицерского корпуса (по образовательному уровню, деловым качествам, опыту корабле­вождения и штабной работы, кругу контактов и личных знакомств, как на флоте, так и среди высокопоставленных чиновников различных  государственных учреждений), Морской Гвардейский экипаж, являлся, по сути дела, флотской «лабораторией», где успешно прохо­дили испытания научно-технические новин­ки. Они внедрялись, прежде всего, на кораб­лях, обслуживавших и охранявших импера­торскую семью.

Во время кругосветного плавания в 1823- 26 гг. на шлюпе «Предприятие», которым ко­мандовал уже известный нам гвардеец капи­тан-лейтенант Отто Евстафьевич Коцебу (с 1728-1730 гг. являлся офицером Гвардейского экипажа), молодой русский физик (впоследст­вии академик) Э.Х. Ленц с помощью лота с ле­бедкой, изобретенного им, производил заме­ры глубин в районе Маршалловых островов. Способ Ленца позднее использовался при из­мерении больших глубин Черного моря. В плаваниях Коцебу изучал магнитное поле Зем­ли, производил регулярные наблюдения за ра­ботой корабельных компасов и судовым маг­нетизмом.

В середине 50-х годов XIX века создается учебная морская ракетная ко­манда, которой руководит пору­чик Гвардейского экипажа Р. В. Мусселиус. Он же является с 1857 г. членом комитета о под­водных минах и Морского уче­ного комитета.

В 1879 г. на фрегате «Генерал- адмирал» и клипере «Наездник» испытывались механические ре­гуляторы скорости, изобретен­ные капитаном О.С. Костовичем. Они были способны преду­преждать поломку частей судо­вых паровых машин во время сильного волнения на море.

В 1887 г. И.П. де Колонг, воз­главлявший с 1878 г. компасное дело в русском флоте, совместно с Г. Добровым впервые в истории устранили электромагнитную девиацию (влияние судового «железа» на стрелку магнитного компаса) на императорской яхте «Держава», применив магнитное поле соленоидов, питаемых по­стоянным электрическим током.

Опыт практического исполь­зования в морском деле радио­связи также тесно связан с исто­рией Морского Гвардейского экипажа.

В ноябре 1899 г. на отмели в районе острова Гогланд потерпел бедствие приписанный к Гвардейскому экипажу броненосец береговой обо­роны «Генерал-адмирал Апраксин». Учитывая большой общественный резонанс, который получила тяжелая авария новейшего броне­носца русского флота, а также то, что работы по его спасению находились под личным кон­тролем императора, огромную роль приобре­тала полная и своевременная информация о ходе аварийно-спасательных работ.

"Генерал-адмирал Апраксин" на мели у острова Готланд, январь 1900 года

Однако сообщения в Петербург постоянно запаздывали. Возмущению Николая II отсут­ствием телеграфа в «главнейших пунктах» Финского залива не было предела. Однако развертывание стационарных почтово-телеграфных точек при всем старании можно было организовать не ранее весны 1900 г. Для орга­низации оперативного руководства спасатель­ными работами и своевременного информи­рования о них императора управляющим Морским министерством вице-адмиралом П.П. Тыртовым была поддержана идея флот­ских офицеров использовать в этих целях вы­дающееся изобретение 19 века — радио. Было принято решение связать остров с материком с помощью «телеграфа без проводов», изобре­тенного преподавателем Минного офицерско­го класса А.С. Поповым.

На место работ были отправлены с ком­плектами радиостанций сам А.С. Попов, его помощник П.Н. Рыбкин, капитан 2 ранга Г.И. Залевский и лейтенант А.А. Реммерт. На островах Гогланд и Кутсало у Котки были со­оружены мачты для установки антенн. И как результат — первая в истории радиограмма от­правилась с гвардейского броненосца на бе­рег, на расстояние более 40 верст.

По итогам использования радиосвязи для Морского технического комитета был подго­товлен подробный доклад, в котором положи­тельно оценивался опыт «беспроволочного те­леграфирования» и подтверждалось огромное его оперативно-тактическое значение.

К 1909 г. в Морском ведомстве уже имелось 130 судовых и миноносных станций. Радио­станциями были оборудованы входившие в состав 2-й эскадры флота Тихого океана (ад­мирала З.П. Рожественского) корабли Гвар­дейского экипажа, в частности, крейсера 1 ранга «Аврора» и «Орел».

23 сентября радисты-телеграфисты «Орла», стоявшего на большом Кронштадском рейде, уверенно «переговаривались» с император­ской яхтой «Штандарт», уходящей в Ревель. Яхта силами минного офицера лейтенанта А.А. Щетинина была оборудована усовершен­ствованным аппаратом беспроволочного теле­графа. Устойчивая связь поддерживалась на расстоянии 45 миль.

Во время подготовки к походу броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» (в списках су­дов Гвардейского экипажа до 1899 г.), вхо­дившего в 3-ю эскадру, направленную на Дальний Восток на усиление отряда Рожест­венского, на нем была установлена станция беспроволочного телеграфирования системы «Сляби-Арко».

В Гвардейском экипаже прошли испытание многие новинки судостроения, артиллерий­ского вооружения, навигационной и другой техники. В частности, изобретенные вице-ад­миралом А.А. Поповым круглые суда, т.н. — «поповки» (императорская яхта «Ливадия») и построенный для государя императора элект­рический катер «Пернач». На гвардейском броненосце «Генерал-адмирал Апраксин» впервые были установлены и испытаны изго­товленные на Путиловском заводе башенные артиллерийские установки с электрическим приводом.

26 июля 1912 г. на Кронштадтском рейде Государь посетил яхту морского министра «Нева», где подробно ознакомился с прибором для шифрования телеграмм, изобретенным лейтенантом К.В. Солдатенковым.

В 1917-1918 г. на яхте «Стрела» были прове­дены опыты с гироскопическим указателем курса — ортоскопом, изобретенным П.П. Шидловским.

Естественно, что Морской Гвардейский экипаж не остался в стороне и от внедрения в российском флоте судов для подводного пла­вания — подводных лодок.

Подводная лодка К. Шильдера

Подводная лодка К. Шильдера

Офицеры и нижние чины Гвардейского экипажа и лейб-гвардии саперного батальона обслуживали построенное в 1834 г. на Алек­сандровском литейном и механическом заводе в Санкт-Петербурге первое в России цельно­металлическое судно — подводную лодку.

Лодка водоизмещением 16 тонн была спро­ектирована выдающимся русским военным инженером генерал-адъютантом К.А. Шильдером (1785-1854).

Её железный корпус был увенчан двумя ба­шенками с иллюминаторами. Через крышу носовой башни выходила вертикальная «опти­ческая труба» — прообраз современного пери­скопа, через крышу кормовой — вентиляцион­ная труба.

Обязанности членов экипажа распределя­лись следующим образом: один — на руле, чет­веро — на гребках, двое при кранах и насосах, один — при гальваничес­кой батарее, один — в ре­зерве. Все нижние чины, попеременно сменяясь, качали четыре «гребка» (двигатель), по принципу действия, напоминаю­щие утиные лапки. При холостом ходе вперед они складывались для умень­шения сопротивления, а при рабочем движении назад раскрывались. «Мощности» мускульно­го двигателя не всегда  хватало для преодоления  течения в подводном по­ложении и силы ветра — в надводном. Десятый член экипажа — офицер (командир) находился в кормовой башне и, на­блюдая оттуда через иллюминаторы и перископ за поверхностью моря, отдавал необходимые команды. Скорость лодки достигала всего 0,4 узла.

Командирами на подводной лодке были мичман Гвардейского экипажа Р.Н. Жмелев (с 1838 г.) и лейтенант Адамопуло.

Вооружение лодки состояло из бочонка с 20 фунтами пороха, подвешенного на гарпуне, на конце длинного бушприта. Вонзив гарпун с миной в борт вражеского корабля, подводная лодка давала задний ход. И, отойдя на безо­пасное расстояние, взрывала мину с помощью электрического запала, разработанного акаде­миком Б.С. Якоби.

 Кроме того, на каждом борту лодки были установлены станки из трех 4,5-метровых металлических труб для запуска 4-х дюймовых (102 мм) пороховых ракет сис­темы Конгрева. Все 6 ра­кет были надежно изоли­рованы от воды пробками, прикрытыми резиновыми колпачками. Воспламене­ние ракет проводилось с помощью электрозапалов от специальных батарей. Лодка могла вести оди­ночный и залповый ракет­ный огонь. Кучность стрельбы была соизмери­ма с имевшимися тогда на кораблях гладкоствольными орудиями. При попадании   зажигательные ра­кеты вызывали пожар на деревянном корабле.

29 августа 1834 г. на секретных испытаниях подводной миноноски присутствовал импера­тор Николай I. Испытания проходили на Неве в 40 верстах вверх по течению от города. Лодка маневрировала под водой и оставалась в по­груженном состоянии при помощи тяжелых металлических гирь-якорей. С первых же ми­нут испытатели убедились в невозможности управления лодкой изнутри. Однако быстро был найден оригинальный выход из положе­ния. Экипаж оставался внутри лодки, а коман­дир (сам генерал Шильдер) «находился вне оной на палубе, погруженный в воду по грудь в одежде из непроницаемой водою ткани», в бо­тинках со свинцовыми подошвами. Указания рулевому он давал через переговорную трубу.

Шильдер совершил на своей лодке еще не­сколько удачных погружений и маневров на Кронштадтском рейде, а 24 июня 1838 г. на се­верном рейде Кронштадта даже взорвал почти десятикилограммовой пороховой миной пла­вучую мишень. Только волей случая и благо­даря мастерству моряков лодка избежала гибе­ли.

«...По приближении к судну мина, нахо­дившаяся на носу лодки, притиснута была к судну удачно, самая же лодка течением была увлечена почти под киль судна, но... плывший сзади катер взял оную на буксир».

Были также впервые в мире проведены за­пуски из-под воды пороховых ракет.

Работы над шильдеровской подводной лод­кой были прекращены осенью 1841 г. Вся ин­формация о подводной лодке Шильдера была засекречена и поэтому свыше 100 лет не была известна историкам.

И хотя подводная лодка Шильдера не была поставлена на вооружение русского военно- морского флота, опыт, полученный при ее проектировании, строительстве и испытани­ях, был использован судостроителями в даль­нейшем.

Показ императору Николаю 2 первой отечественной подводной лодки «Дельфин».Худ.Тронь А.А. Фото с выставки ЦВММ.

Показ императору Николаю 2 первой отечественной подводной лодки «Дельфин».Худ.Тронь А.А. Фото с выставки ЦВММ.

28.08.1904 г. к судам Морского Гвардейско­го экипажа была приписана подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» (типа «Ка­сатка»).

Первая серия подводных лодок т.н. «рус­ского типа» (подводный миноносец типа «Ка­сатка» проекта инженера И.Г. Бубнова) состо­яла из 6 подводных лодок. («Касатка», «Мак­рель», «Налим», «Скат», «Окунь», «Фельдмар­шал граф Шереметев»).

Заказ на строительст­во этих подводных лодок был передан Балтий­скому заводу в С.-Петербурге 24.03.1904 г.

Подводный миноносец «Фельдмаршал граф Шереметев» строился на средства, собранные «Особым комитетом по усилению военного флота на добровольные пожертвования» и был спущен на воду 8.06.1904 г. Следует отметить, что большая часть средств, потраченных на постройку шестой подводной лодки, назван­ной «Фельдмаршал граф Шереметев», была пожертвована семьей Шереметевых, желав­шей таким образом увековечить память своего знаменитого предка — выдающегося соратни­ка Петра Великого, первого в России генерал-фельдмаршала и героя Полтавской битвы.

Свиты ЕИВ генерал-майор А.Д. Шереметев пожертвовал на строительство этой лодки око­ло 200 тысяч рублей.

Лодка была однокорпусная, безотсечная. Водоизмещение: 142/177(157) т. Размеры 33,4x3,39 м; 2 бензиновых двигателя мощнос­тью 400 л.с., электродвигатель 70 л.е.; 4 торпед­ных аппарата Двежецкого; скорость 10/6 узлов, экипаж 24 человека. Подводная лодка была укомплектована прошедшим специальную подготовку личным составом Гвардейского экипажа и находилась в его списках до 1905 г.

Во время русско-японской войны подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» и одно­типные «Скат», «Налим» и «Касатка» были пе­реброшены с Запада на Тихий океан. Операция была особенная. Было решено перевозить лод­ки, не разбирая корпусов, а лишь сняв рубки, выступающие части и выгрузив аккумуляторы. В связи с тем, что масса каждой лодки составля­ла около ста тонн, инженером И.Г. Бубновым специально были спроектированы шестнадцатиосные железнодорожные платформы-транспортеры, на которые загружались по две лодки. Перед отправкой транспортеры с грузом про­шли контрольную обкатку.

Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» на марше 1904 г.

Подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» на марше 1904 г.

Второго и четвертого ноября 1904 г. два эшелона с лодками ушли во Владивосток. Че­рез озеро Байкал транспортеры с лодками пе­ревозились на полозьях по льду (по другой ин­формации на пароме-ледоколе). 29 декабря 1904 г. эшелон № 602 благополучно прибыл во Владивосток. Сборка лодок производилась в мастерских военного порта Владивостока. В соответствии с приказом № 1102 от 23.12.1904 г. по Владивостокскому порту лодка вошла в состав первого на русском флоте со­единения подводных лодок — Отдельный от­ряд миноносок. Отряд входил в состав Влади­востокского отряда крейсеров. Впоследствии подводные лодки (миноноски) вошли в состав сил, предназначенных для «охраны вод Уссу­рийского края».

Лодка неоднократно выходила в море. Пер­вый выход в море состоялся 18.03.1905 г. Она несла позиционную и дозорную службу (район боевого патрулирования — залив Петра Вели­кого) на подходах к портам и базам Тихооке­анского флота, но контактов с японскими кораблями не имела и поэтому боевых действий не вела, являясь средством сдерживания япон­ских ВМС.

Отряд подводных лодок Владивостокского форта  в месте постоянного базирования бухте Улисс. 1910 год

Отряд подводных лодок Владивостокского форта в месте постоянного базирования бухте Улисс. 1910 год

Противник, зная о присутствии во Владивостоке отряда русских подводных ло­док, избегал подходить к этому району. Таким образом, одним своим присутствием подвод­ные лодки ограничивали оперативную манев­ренность и районы боевых действий японских кораблей. Общая продолжительность похода составляла около месяца. Наибольшее удале­ние от базы было 40 миль.

В октябре 1910 г. на ней испытывалось раз­работанное поручиком Корпуса инженеров- механиков флота Б.Е. Сальяром устройство, позволявшее при нахождении лодки на пери­скопной глубине использовать для движения двигатель надводного хода. Первое подобное устройство по чертежам Сальяра было изго­товлено в мастерских транспорта «Ксения». После этого Сальяр добился разрешения на оборудование этим устройством подводной лодки «Фельдмаршал граф Шереметев».

В архивном отчете за 1910 г. о сравнитель­ных испытаниях подводных лодок «Фельдмар­шал граф Шереметев» и «Скат» мы читаем: «19 октября подводные лодки «Ф. гр. Шереметев» и «Скат» выходили из Владивостока в Амур­ский залив на подводный ход, причем подвод­ная лодка «Ф. гр. Шереметев» произвела ис­пытание возможности хода в боевом положе­нии под  бензиномоторами, благодаря прове­денным трубам от рабочих газов бензиномотора выше боевой рубки. Выяснилось, что при положении передних рулей в горизонтальной плоскости, задних же, положенных на погру­жение, при не свежей погоде, такое движение лодки вполне возможно».

Таким образом, моряки-гвардейцы участ­вовали во внедрении на российском подвод­ном флоте устройств (РПД), более чем на 25 лет опередив знаменитые германские «шнорхели».

С началом 1-й мировой войны подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» вновь по железной дороге была возвращена на Бал­тику, где несла дозорную службу и приняла участие в боевых действиях. На 1 марта 1917 г. она входила в 7-й дивизион подводных лодок дивизии подводных лодок флаг контр-адмирала Д.Н. Вердеревского. С 25.10.1917 г. лодка «Фельдмаршал граф Шереметев» находилась в составе Красного Балтфлота под названием «Кета». 23.09.1923 г. во время наводнения в Петрограде она затонула, но была поднята. Из списков судов Балтийского флота «в связи с полным износом» была исключена 21.11.1925 г. прослужив более 20 лет.

Технические знания и опыт офицеров и нижних чинов  Морского Гвардейского экипажа был востребован и на суше.

Одним из самых торжественных триумфальных сооружений во славу побед  русской армии «вечной памяти 1812 года» стал знаменитый «Александрийский столп», воздвигнутый на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге в 1832-34 гг. Монумент  по проекту французского скульптора Огюста Рикара Монферрана был создан как памятник императору Александру I. Надпись на одной из граней постамента гласит: «Александру I – Благодарная Россия».

Для колонны скульптор решил использовать  монолит из  знаменитого гранита-пютерлита, добывавшегося в каменоломнях в районе Виролахти  (сейчас-Финляндия).

Каменоломня в Виролдахти и остатки дамбы и пристани, где загружались корабли и баржи, на которых многотонные гранитные заготовки доставлялись в С.Петербург. Фото автора.

Установка  47-метровой каменной колонны требовала серьезной инженерной подготовки и умений.

В постановке «столпа» (по способу купца С.К.Суханова) 30 августа 1832 года  принимали участие 15 унтер-офицеров и 300 матросов Морского Гвардейского экипажа.

Государь-император Николай I принимал активное участие в подготовке торжественного мероприятия. Он выезжал в Финляндию, посещал каменоломни, где шла предварительная обработка камня для колонны. Со всей царской семьей присутствовал на Дворцовой площади во время  поднятия колонны на постамент. 

Иллюстрации: фото автора; guardcrew.com; shipandship.chat.ru; oosif.ru; bgshop.ru 

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика