Сегодня
февраля,
пятница
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Слово редактора

Выпуск 6, 2007 год

Редакция Альманаха поздравляет читателей с 90-летием органов ВЧК - КГБ - ФСБ. Прошло 90 лет с момента создания ВЧК - Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Удивительно быстро пролетели годы, прошелестели страницы истории. Кто же он - чекист первых дней существования молодого Советского государства, сотрудник органов госбезопасности СССР, сотрудник службы безопасности России? Что связывает этих людей воедино? Лучше всего эту общность определил рыцарь Революции, первый чекист - Ф.Э. Дзержинский: это - «...горячее сердце, холодная голова и чистые руки!».

Правда о знамени

Выпуск 2, 2006 год

В августе 2005 г. Илье Яковлевичу Сьянову исполнилось бы 100 лет. Напечатанные нами отрывки из его воспоминаний - дань любви и глубочайшего нашего уважения к светлой памяти этого прекрасного человека, Героя Советского Союза, участника исторической битвы за Берлин. Все это записано по рассказам героя-ветерана, сохранилось в рукописях незаконченной им книги о штурме рейхстага и истинной правде о Знамени Победы.

Альманах «Лубянка»: начало положено

Выпуск 3, 2006 год

С душевным трепетом ждали мы реакции читателей на первые выпуски альманаха «Лубянка». Ведь решение издавать «чекистский» альманах — это результат многолетних раздумий, споров, проб и ошибок. От идеи создания историко-публицистического альманаха «Лубянка» до ее реализации прошло больше 10 лет. Мнения о напечатанных материалах самые разные. Одних волнует вопрос: «Зачем обнародовать статистику репрессий 30—50х годов?» (Сразу хочу ответить, что истинные цифры и «демстатистика» отличаются в десятки раз. Жизнь каждого человека — бесценна и никакими соображениями нельзя оправдать бесчеловечность массовых репрессий. Но тем более нужно знать правду о ее масштабах, первопричинах, психологии исполнителей, чтобы не допустить ничего подобного в будущем.) Другим, например, не нравится положительная оценка роли И.В.Сталина как Верховного главнокомандующего. Неоднозначно оценена читателями публикация о сыне Хрущева. Но для того и замышлялся наш альманах, чтобы исследовать даже самые противоречивые факты, — в споре рождается истина!

Кто виноват и что делать?

Портфель редактора за 2017 год

В конце ХХ века в соседней, на тот момент в одной из самых успешных бывших республик Советского Союза произошло позорнейшее событие в новейшей истории европейского континента — возрождение на Украине галицийских националистов и вооружённый захват ими там власти. Этих отморозков можно коротко охарактеризовать как пособников немецких нацистов с эсесовско-бандеровским мышлением и поведением.

О сильной духом (В. Довгер)

Выпуск 5, 2007 год

Валентина Константиновна Довгер. Вся страна ее знает как сподвижницу Николая Кузнецова (Пауля Зиберта) из известных произведений «Это было под Ровно», «Сильные духом» и т.д. В детстве мы не просто зачитывались этими книгами, но и, по возможности старались подражать гению разведки. Порой даже в знании немецкого языка, который в послевоенное десятилетие недолюбливали. Вся страна «знала» и «знает», но далеко не одно и то же.

Двойники президента

Портфель редактора за 2016 год

1941 год. В целях сокрытия истинного местонахождениия президента  Секретной службой был  придуман  хитроумный план. В воскресенье, 3 августа, Белый дом выпустил пресс-релиз, о котором мы уже говорили. Отчет  о круизе президента по Новой Англии на борту "Потомака", его "плавучего  Белого  дома". Этим же воскресным вечером, Рузвельт и сопровождающие его лица прибыли на поезде на базу подводных лодок  ВМС США  в  Нью-Лондоне, штат Коннектикут (London, Connecticut), где их  встретили командир базы и местный губернатор.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

КОММУНИЗМ, РОССИЯ, КИТАЙ в сотую годовщину Великой Октябрьской социалистической Революции

3 апреля 2017; портфель за 2017 год; без рубрики

Обществоведение от «Самарских чекистов».

Выдающийся советский поэт В.В.Маяковский около девяноста лет назад, обращаясь к представителям мирового капитализма, писал: «Я вас не приглашаю на 100-летие Октября». Но, к сожалению, поэт-трибун перспективу в отношении нашего возможного «коммунистического завтра» не угадал. Мировой революции не произошло, СССР рухнул, а вечно живое учение — марксизм, «прорабы перестройки» в России в одночасье отменили. На поверку, однако, оказалось, что в российских реалиях тотальная деидеологизация несет с собой и серьёзные негативные последствия. Например, для оперативного работника государственной безопасности или разведки при заведении связей часто требуется внятно определить и изложить собеседнику свое видение тех или иных общественно значимых событий. В противном случае объект оперативного интереса просто не будет воспринимать его всерьёз. В отсутствие официальной идеологемы, решение такого рода вопросов в значительной степени оказывается результатом общей эрудиции и творческой импровизации оперуполномоченного. Кто взывает к общечеловеческим ценностям, кто к милости Божией. В самом российском обществе по некоторым весьма важным вопросам присутствует общенациональное согласие, например, «Крым наш!». Но по другим, не менее, а возможно и более важным, такое согласие отсутствует, например, по вопросу о гигантском, бьющем в глаза, имущественном неравенстве. Глядя на блеск и нищету, у многих возникает стремление к возврату в том или ином виде к советскому проекту, с его социальными гарантиями и уверенностью в завтрашнем дне для всех.

Вступая в год векового юбилея Великого Октября, многие сограждане, в том числе и ветераны, вольно или невольно обращаются к этому эпохальному историческому событию, его роли в развитии нашей страны и цивилизации в целом. Тем более, что потерпев поражение в Европе, марксизм остался в качестве ведущей идеологии в ряде стран на других континентах. Для КНР и Вьетнама — в Азии, на Кубе — в Америке.

В странах с коммунистической ориентацией на государственном уровне ведётся работа по теоретическому осмыслению с марксистских позиций, как их понимают местные обществоведы, актуальных мировых событий и тенденций развития социума. В конце 2016 года вышла из печати книга «История международного коммунистического движения», перевод с китайского. (М.: Издательство «Весь мир», 2016 . - 472 с.). Данная книга является учебником для высших учебных заведений Китая. По существу, это официальная позиция ЦК КПК в отношении понимания китайскими руководителями путей развития и современного состояния марксистской теории, да и государственного строительства в целом. За последние тридцать лет это первое издание на русском языке, посвящённое истории мирового коммунистического движения.

Особый интерес для нас представляет анализ китайскими теоретиками процесса становления и развития социализма в СССР, причин крушения Советской власти и социалистического лагеря в целом.

По мнению китайцев, уроки Октября и строительство социализма в СССР позволяют говорить об основных теоретических положениях, которые развивают современный марксизм, а именно:

  • экономическое строительство более сложная задача, чем вооружённая борьба;
  • деньги и рынок являются важным средством строительства социализма;
  • кооперация — важнейший инструмент строительства социализма;
  • постоянное усовершенствование государственной власти — первостепенная задача компартии;
  • постоянное совершенствование правящей партии, которая обеспечивая государство кадрами и связь его с массами, не должна подменять госаппарат.

Тезис о примате экономической сферы над военной, в свете истории развития Советской власти, представляется некоторым упрощением. Вооружённая борьба самостоятельная и довольно сложная сфера государственной деятельности. Вспомним, что в начальный период Великой Отечественной войны, при сопоставимых экономических показателях, СССР терпел довольно чувствительные военные поражения. Причиной их, в основном, были отсутствие боевого опыта и должной квалификации у наших военачальников. Очевидно и другое. Не прими накануне войны наше правительство энергичных мер по индустриализации — Советская власть была бы повержена немцами военным путем.

Значение денег и рыночных отношений при построении социализма в марксизме было оценено и впервые разработано не китайцами, а В.И.Лениным. Вспомним, хотя бы, чего ему стоило убедить товарищей по партии осуществить переход к НЭПу. Ему же принадлежит ключевая идея о том, что для победы социалистического строя необходима более высокая, по сравнению с капиталистической, производительность общественного труда.

Кооперация в виде коллективизации была в СССР основной формой привнесения Советской власти в деревне. А ведь дореволюционная Россия была такой же аграрной страной как Китай. Поэтому теоретический потенциал использования кооперации оказался в СССР довольно высоким.

Что касается создания механизма эффективного государственного и социального управления в СССР, то данная задача не получила в Советском Союзе удовлетворительного решения. Это, скорее всего, и послужило причиной развала Союза и социалистического лагеря.

Исторически сложилось так, что управление государством в дореволюционной России было чрезвычайно централизованным. Данная особенность ещё более четко проявилась в связи с личностью И.В.Сталина. Сосредоточив в своих руках колоссальную власть, он добился впечатляющих успехов как на международной арене, так и во внутренней политике. Но не оставив достойных преемников, Сталин обрёк СССР на чрезвычайные трудности, которые в итоге, страна не смогла преодолеть. Явилось ли это исторической неизбежностью? Вопрос открытый. Генерал Де Голль, например, считал что да. Он писал, что России повезло, что у неё оказался такой руководитель как Сталин, но ей не повезло, что после него не осталось наследников, способных руководить такой страной. А ведь достойные люди в Советском Союзе были. Да и задачи решали неординарные, взять, хотя бы, атомный проект.

История свидетельствует, о том. что после смерти Сталина, а, возможно, и раньше, уже после Ленинградского дела в 1949 году, развитие системы управления страной и обществом оказалась на нисходящей траектории, что и привело к развалу СССР в 1991.

Китайские теоретики в указанной выше книге выдвигают следующие причины краха Советского Союза:

  1. Догматизация марксизма.
  2. Застой в развитии социалистической демократии.
  3. Отсутствие внимания к развитию экономики и материального благосостояния народа.
  4. Неправильная национальная политика.
  5. Измена социалистическим принципам внешней политики и подрыв престижа партии и государства.
  6. Ослабление идейно-теоретического воспитания народа, что подорвало идеалы и убеждения, размыло чёткую грань между истиной и ложью.

Первая из приведённых причин не вызывает сомнений. После Сталина, который уделял значительное внимание развитию марксистского обществоведения, лично редактировал «Краткий курс истории ВКП(б)», никто из первых лиц государства в теоретиках не ходил. Разве что за исключением Ю.В. Андропова, но об этом мало известно. Безграмотный, не способный предвидеть отдаленные последствия тех или иных государственных шагов, Н.С.Хрущёв, а затем блеклый в теоретическом плане Л.И.Брежнев, отдали развитие марксизма на откуп таким деятелям, как М.А.Суслов. Последний и иже с ним, по своему убогому разумению закатали асфальтом официальных институтов марксизма-ленинизма и научного коммунизма все сколько-нибудь заметные ростки живой теории. Все марксисты-иностранцы: Грамши, Лукаш, Альтюссер и другие, были объявлены ренегатами и оппортунистами. Своих, такого, например, как А.А.Зиновьев, сколько могли — гундобили, а там и вовсе выгнали за границу. А китайцев с хрущёвских времен вообще марксистами не считали, держали за мелкобуржуазных националистов.

Отказавшись от создания марксистской теории адекватной реальной жизни, сусловцы занимались тем, что сравнивали состояние дел в стране и в мире с футурологическими, по сути, построениями, произвольно выведенными ими из работ классиков. А наиболее вопиющие несоответствия реальности с их конструкциями заносили в разряд «родимых пятен капитализма» или «болезней роста». В итоге руководство страны и партии оказались в ситуации, о которой Ю.В.Андропов в одном из своих выступлений сказал: «Мы не знаем страны, в которой живём». Какое уж развитие социалистической демократии в отсутствие соответствующей общественной теории.

Нельзя не согласиться с критикой китайцев национальной политики, проводившейся в СССР. По прошествии века, становится очевидным, что модель национального устройства СССР стала одним из наименее удачных ленинских проектов. Да и можно ли ставить в вину вождю трудность, а то и невозможность предвидеть развитие событий на сто лет вперёд?.

Ленинская теория союзного государства предполагала его унитарный характер в политическом и экономическом плане. Однако в национальном и культурном обозначала независимость национального развития и культурную автономию. Как известно, Сталин был против такой автономии, но мнение Ленина возобладало. Россия сто лет назад включала в себя народы, находившиеся на разных стадиях культурно-исторического развития, от империализма до раннего феодализма. Социальное и культурное развитие отсталых окраин царской России позволило их жителям перепрыгнуть через несколько исторических общественных формаций. Были организованы даже национальные академии наук, в том числе в Туркмении и Таджикистане. Многие народности обрели письменность и литературный язык. К таковым можно отнести и украинский.

Окультуривание однако имело и негативную для государственного строительства СССР сторону. Поощряемые из Москвы национальные элиты «возомнили о себе» и начали мыслить себя субъектами государственной власти. Первый звонок прозвонил в 1976 году, когда армянские террористы устроили взрыв в московском метро. Некоторые партийные руководители в Ереване как могли затрудняли расследование, покрывали преступников, подыгрывали националистическим настроениям. Все это не могло не привлечь внимания наиболее креативной части советского руководства.

Уже после краха СССР автору довелось доверительно беседовать с одним из референтов А.Н. Косыгина. Он рассказывал, что в 80-х годах, по поручению Ю.В.Андропова в аппарате ЦК КПСС прорабатывался проект нового устройства Советского Союза, не предусматривавшего национальных образований, а разбивавший страну на губернии или штаты с учетом прежде всего территориальных и экономических связей.

В отличие от Хрущёва и Брежнева, лидеры КПК после Мао Цзедуна продолжали от своего имени формулировать теоретические положения так называемого китаизированного марксизма. Проведя анализ причин кризиса в СССР, Дэн Сяопин сформулировал и провозгласил с трибуны Пленума КПК основные принципы социализма с китайской спецификой:

  • раскрепостить мышление;
  • придерживаться реалистического подхода к действительности;
  • во всем исходить из практики;
  • соединять теорию и практику.

Эту традицию продолжил один из последних, ныне здравствующих руководителей КПК Цзян Цземинь. Им была озвучена так называемая теория «тройного представительства». Она включала в себя развитие производительных сил, то есть прогрессивность, развитие культуры, то есть марксизма, поддержка коренных интересов народа. Указанная теория доступна для изучения на русском языке в книге: Чант Си, Ай Сыпинь, Цай Лэсу «Путь национального возрождения и китаизация марксизма». - Пекин: Пекинская компания «Шанс», Спб.: «Буки Веди», 2013. Обращаясь к трагическому опыту распада СССР и краха КПСС, авторы усматривают его причины в том, что КПСС фактически нарушила теорию тройного представительства. Она потеряла прогрессивность, отказалась от марксизма и не отвечала интересам народа.

Нельзя сказать, что выдвинутые современными китайскими марксистами «теории» явились чем то новым, не известным ранее. Сравним их с положениями, сформулированными в Кратком курсе истории ВКП(б) под редакцией И.В.Сталина. (М.: Политиздат.1938). Основное из них, по нашему мнению, то что «Марксизм не догма, а руководство к действию».

«Овладеть марксистско-ленинской теорией», - пишет Краткий курс, — «это значит усвоить существо этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата».

И уж совсем провидческои выгляди фраза: «Партия гибнет, если она замыкается в свою узкопартийную скорлупу, если она отрывается от масс, если она покрывается бюрократическим налётом». Как в воду глядел Иосиф Виссарионович. Знал, что говорил.

Сравнение теорий современного марксизма с китайской спецификой и позднесталинских обществоведческих конструкций, позволяет говорить о том, что китайцы во многом придерживаются прагматических сталинских взглядов на партийное и государственное строительство. При этом марксизм как идеология у них практически отсутствует.

Эволюция марксизма является довольно слабо исследованой областью обществоведения. Так, например, известно, что различие между ленинизмом и сталинизмом одним из немногих были в теоритическом плане рассмотрены известным американским ученым Самюэлем Хантингтоном, автором известной концепции столкновения цивилизаций. Хантингтон отмечал, что сталинизму, по сравнению с ленинизмом, в значительной степени присущ практический уклон. Китайцы же пошли ещё дальше.

Куда, например, у КПК девался пролетарский интернационализм? Две соседние державы: Китай и Вьетнам, руководимые марксистскими компартиями отнюдь не добрые друзья. Трения между ними, порой, доходят до вооружённых столкновений. КНР также активно налаживает экономические связи с развивающимися странами, в том числе и демократической ориентации, включая Кубу. Однако никакой идеологии в отношениях с ними не наблюдается, только практицизм с чистом виде.

Анализ положений, сформулированных в рамках марксизма с китайской спецификой, наталкивают на следующие выводы. Три источника и три составные части классического марксизма: философия, научный коммунизм и политическая экономия, в значительной степени редуцированы китайцами и объединены, по сути, в одну социальную теорию. Эта теория имеет четко обозначенную практическую направленность и позволяет формировать основные направления партийного и государственного строительства. Согласились бы основоположники назвать эту теорию марксизмом — большой вопрос. Тем более, что сформулирована она в виде, присущем китайской интеллектуальной традиции и весьма отличном от того, к чему привыкли европейцы.

Впечатляющие успехи в развитии Китая за последние десятилетия породили у части российской общественности мнение о том, что хорошо бы и нам сделать так, как в Китае. Можно сказать последовать китайским путём. Однако более пристальный взгляд на теорию и практику социального развития КНР наталкивает на мысль о том, что пока китайцы переписывают наш Краткий курс... и не без успеха применяют его положения у себя. Их опыт напрямую вряд ли применим в России и потому, что для его использования необходима национально консолидированная политическая партия, типа КПСС. А это трудно пока себе представить.

Полагаем, что китайский опыт демонстрирует то, что в современных условиях марксизм как социальная теория, далеко не исчерпал своих возможностей. Та же социальная логика, разработанная А.А. Зиновьевым в рамках марксистской парадигмы, вполне могла бы стать основой социального анализа современного российского общества и научно обоснованных планов его развития на следующие сто лет. Потому, что марксизм — не догма.

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика