О событиях, происходящих на саммите ОБСЕ, весь мир узнавал из пресс-центра, где в эти дни работали 1200 журналистов, из них около 500 иностранных.
Медиацентр для журналистов был расположен на левобережье столицы во дворце творчества «Шабыт», в непосредственной близости от Дворца независимости, где проходило главное политическое событие года – саммит ОБСЕ.
Для работы журналистов были созданы максимально удобные условия, на первом этаже 400 рабочих мест оборудованы компьютерами. В пресс-центре был подключен очень быстрый Интернет. Претензий к скорости Интернета не поступало ни от одного журналиста. Для телевизионных и радиожурналистов установлены монтажные будки, которыми могли воспользоваться и иностранные, и казахстанские журналисты, куда шел сигнал в режиме онлайн из зала проведения пленарных заседаний и зала проведения брифингов во Дворце независимости. В режиме онлайн журналисты следили за новыми политическими решениями, принимаемыми участниками саммита. В распоряжении журналистов – телефоны, ноутбуки, высокоскоростной Интернет и широкополосная мобильная связь третьего поколения. Пройти в медиацентр можно только по специальным пропускам, а в охране объекта были задействованы не только люди, но и служебные собаки. Такой уровень комфорта, который был создан для представителей СМИ, не мог не понравиться испанскому журналисту Крусу Муньосу. Он прилетел четыре дня назад в Астану из Мадрида по специальному заданию газеты «Эль Пайс». «Проведение саммита ОБСЕ в Астане – это признание впечатляющих успехов Казахстана, которых добилась страна за недолгие годы независимости в политическом и социальном развитии…» Это первая строчка из репортажа испанского журналиста Круса Муньоса. Его цель – не только полно осветить работу саммита ОБСЕ, но узнать как можно больше о Казахстане и его людях. Журналист напишет отдельную серию очерков о нашей стране. В Астане Крус сделал для себя несколько открытий, например, казахстанцы – это самые настоящие евразийцы, которым просто нужно время, чтобы это осознать. Испанский журналист в репортаже отметит еще широкое представительство средств массовой информации на астанинском саммите. Крус Муньос впервые в Астане. В основном о Казахстане информацию получал из русскоязычной прессы. В подавляющем большинстве она позитивная и имиджевая. Естественно, планировал побывать и увидеть современную, броскую Астану. Но возможности не выпадало приехать в Казахстан. Лишь приближающийся саммит ОБСЕ в Астане и настойчивые просьбы Круса убедили шеф-редактора «Эль Пайс» «сдаться». И вот самолет совершает посадку в аэропорту Астаны. Запоминается современное здание. Несколько минут паспортного контроля – и вещи Круса уже крутятся на конвейере, вызывая у него вполне закономерное восхищение. Искреннее его удивление вызвал и оперный спектакль Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой – «Богема» Джакомо Пуччини. В этой постановке приняли участие петербуржцы – режиссер Юрий Александров и Вячеслав Окунев. Испанский журналист по достоинству оценил выступление астанинских артистов, красоту их голосов и обаяние. Аккуратно переписал с программки имена артистов, чтобы обязательно отметить в репортаже: партию поэта Рудольфа пел Жан Тапин, художника Марселя – Талгат Мусабаев, музыканта Шонара – Евгений Чайников, философа Коллена – Бауржан Андержанов, трогательной Мими – Елена Низамутдинова, кокетки Мюзеты – Елена Ганжа. За дирижерским пультом в этот вечер стоял Ержан Даутов. По мнению Круса Муньоса, спектакль очень живой, молодые артисты играют с удовольствием, у всех горят глаза. Каждый вносит свои краски в роль.
А еще ему запомнилась прямо-таки карнавальная сцена – променад по многолюдной парижской улице, в которой была занята едва ли не вся вокальная труппа театра. Радовало глаз обилие ярких, праздничных нарядов. «Отвел душу!» – признался испанский журналист. В своем репортаже Крус сделал отступление и написал, что в Астане умеют удивлять и радовать самую взыскательную театральную публику. Ярким примером стало его незапланированное посещение оперного спектакля. Этим он удивил своего шеф-редактора, который глубокой ночью в Мадриде, прочитав репортаж специального корреспондента, напишет ему по электронной почте: «Крус, ты, чай, там не заболел?» Много лет Крус трудится в сфере политической журналистики. Его конек – репортажи. Сухие, аргументированные, сплошная аналитика. А тут эмоции… Сплошная патетика. «Крус, какая там погода? Снег? Холодно? Может, ты замерз?» Крус ответил шеф-редактору. А потом направился вечером завершающего дня саммита в Президентский центр культуры на концерт оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Где и когда он сможет еще услышать знаменитые европейские мелодии, исполненные на казахских народных инструментах? Он много и увлеченно фотографировал. В свободное время знакомился со столицей, достопримечательностями города. Дорожная инфраструктура, гостиницы его приятно удивили. «Я даже придумал, как назову свою фотовыставку по приезде из Астаны. Она будет называться «Взгляд другого», – сказал испанский журналист. Он восхищался и ночным городом. Весь в огнях. Приехал в Астану и специальный корреспондент дирекции информационных программ Первого канала (РФ) Алексей Петров. «Почувствовать национальный колорит Казахстана: в пресс-центре журналисты фотографируются с соколом – птица к середине дня уже заметно устала – и пробуют местные блюда. На улицах Астаны – приветствия участникам встречи. В городе, который за десять лет благодаря современной броской архитектуре изменился до неузнаваемости, обсуждают, как модернизировать архитектуру глобальной политики…» Репортаж Алексея Петрова в программе «Время» увидели и услышали многие казахстанцы во всех регионах республики, для которых Первый канал так и остался любимым еще с советских времен. Известный российский тележурналист на Первом – с 2005 года. Кремль, Белый дом, совещания, рабочие встречи. Облетел почти всю Россию – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Любимые места – Санкт-Петербург, Байкал, Мордовия, Краснодарский край, Хабаровск, Карелия, Екатеринбург. Об этом написал Алексей Петров в своем блоге на сайте Первого. И безусловно, периодически нелегкая журналистская судьба закидывает его за рубеж – с официальными визитами первых лиц. Неоднократно был в Европе. Отметился в Канаде, Японии, в Китае – на пекинской Олимпиаде. В разгар весеннего кризиса авиаперевозок, который произошел по вине исландского вулкана, застрял в столице Бразилии. Делал репортажи из Ливана во время ливано-израильской войны 2006 года. Алексей – выпускник факультета иностранных языков Московского экономико-лингвистического института. Это и помогает найти понимание с собеседником. А еще, конечно, высокий профессионализм отличает его репортажи. По признанию Алексея Петрова, дочку он видит разве что на выходных, даже если не в командировке. «Когда уезжаю на работу, она еще спит, когда приезжаю (как правило, около полуночи, после вечернего выпуска и летучки) – уже спит. Правда, дочь видит меня в эфире. Так что привычка смотреть программу «Время» у нее уже с детства!»
Мира МУСТАФИНА, Астана, Казахстан
Специально для альманаха «Лубянка», Москва
рубрика «Казахстанские страницы»,
ведущий рубрики Анатолий Парамзин