Сегодня
октября,
пятница
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Колонка редактора

Выпуск 4, 2006 год

Предлагаем вашему вниманию 4-й номер альманаха «Лубянка». Номер, как сейчас принято говорить, — интерактивный. Инициатива формирования материалов этого номера во многом принадлежит читателям. Ветераны-чекисты Украины, озабоченные активизацией украинских националистов, к сожалению, находящих поддержку у новой власти страны, подготовили ряд материалов, раскрывающих глаза на прошлое ОУН-УПА, этих антинародных организаций. Аргументированно развенчивают миф о т.н. «голодоморе», рассказывают о вандализме в отношении памятников советским воинам, отдавшим свои жизни спасению советского, и в том числе украинского, народа от фашистской чумы.

Перечитывая заново

Выпуск 1, 2006 год

На должность председателя КГБ при СМ СССР Ю.В. Андропов был назначен 18 мая 1967 г. Без учета мировоззрения Андропова и как публичного политика (а таковым он оставался и на посту председателя КГБ), и как руководителя органов государственной безопасности одного из крупнейших государств мира, трудно понять и деятельность возглавлявшегося им ведомства. По вполне понятным политико-конъюнктурным причинам, начиная с 1991 г. и даже ранее, многие идеи Андропова, как и других его современников, оказались преданными забвению. Однако многие из них представляют интерес и актуальность сегодня, причем не только для сотрудников органов безопасности Российской Федерации.

Куба – боль моя

Выпуск 6, 2007 год

В кубинцах меня всегда поражали беззаветная, вплоть до самопожертвования, преданность Идее и глубокая, неподдельная симпатия к нам – советским людям, в которых они действительно видели своих старших братьев. Сильнее других запечатлелось в памяти мое пребывание на Кубе, связанное с визитами Горбачева. Возможно, столь запоминающимися они стали для меня потому, что тогда в первый раз мне, как полномочному представителю правительственной охраны – Девятого управления КГБ СССР, была полностью доверена подготовка официального визита первого лица государства.

Приключения Нарта Сасрыквы и его девяноста девяти братьев

Портфель редактора за 2008 год

Абхазский эпос повествует о героях нартах и главном герое нарте Сасрыкве. Нарты - это прежде всего воины-богатыри, презирающие трусость и малодушие. Они совершают бесконечные походы во имя славы в борьбе с иноземными завоевателями.

В обобщенно художественной, нередко фантастической форме эпос рисует правдивую картину исторического прошлого, создавшего его народа.

Как "защищали" Ливию

Портфель редактора за 2017 год

Естественно, что небольшая по геополитическим  меркам страна, как и множество других подобных (Югославия, Ирак, Сомали и др.) не может сопротивляться  мощной и агрессивной международной коалиции, которая  отстаивает свои интересы силой и подлостью.

Шалости пера или подтасовка?

Портфель редактора за 2014 год

Возвращение отвергнутого имени одного человека [речь идет о Л.Берии - прим. ред.] недопустимо за счёт унижения достоинства других людей, в том числе моего отца Якова Березина, служившего в Московской ЧК в 1918–1920 годах. Он был секретарём МЧК, фактическим заместителем её председателя Феликса Дзержинского, совмещавшего эти обязанности с должностью председателя ВЧК. В 1921 году Березин был назначен помощником, фактическим заместителем управляющего делами ВЧК и сотрудником для выполнения особых поручений при председателе ВЧК. Он должен был руководить арестом Берии в декабре 1921 года.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Памяти Пирожкова В.П.

13 марта 2011; №11 за 2009 год; стр. 96 рубрика:Личности и лица

9 января 2009 г. ушел из жизни видный государственный и партийный деятель времен советского государства генерал-полковник Пирожков Владимир Петрович.

Вся его жизнь — ярчайший образец служения своему народу, преданности родному отечеству, неподдельному интернационализму в отношениях между народами, ее населяющими.

Родившемуся 28 июля 1924 г. в семье служащих в небольшом сибирском городке Змеиногорске Алтайского края Владимиру Петровичу была уготована судьбой суровая проверка на мужество и зрелость сразу после окончания средней школы. Годы лихолетья, связанные с Великой Отечественной войной, ему довелось пережить вместе со всем советским народом. Практически с первых лет войны и до самого парада Победы В.П. Пирожков прошел с боями в рядах действующей Красной Армии. Всякое досталось рядовому, а затем младшему командиру-красноармейцу. Однополчане вспоминают о нем как о смелом бесстрашном воине, надежном товарище. Однажды, выйдя из немецкого окружения, он попал в плен к своим, и едва не был расстрелян представителями «Смерша», которые, не разобравшись объективно, решили действовать по принципу «нет человека — нет проблемы». Помог лишь случай. Об этом эпизоде своей фронтовой жизни Владимир Петрович вспоминал крайне редко, в кругу самых близких товарищей-фронтовиков, и что удивительно, — без какой-либо злобы на горе-оперативников армейской контрразведки.

За проявленное мужество и отвагу на фронтах войны Владимир Петрович был награжден рядом боевых наград. С боями, фронтовыми дорогами он дошел до самого Берлина, где участвовал в параде победителей. Из-за тяжелого ранения был демобилизован из армии и снова вернулся в родной Змеиногорск.

Начались не менее тяжкие трудовые будни гражданской жизни. Страна из разрухи возрождала промышленность, сельское хозяйство, формировала и воспитывала будущую интеллигенцию. Вчерашний фронтовик с головой окунулся в созидательную работу. Начинал с сотрудника районной газеты, пламенного агитатора и пропагандиста, вскоре ему поручили ответственную комсомольскую, а затем и партийную работу, куда выдвигались действительно талантливые, квалифицированные, перспективные, пользующиеся авторитетом трудовых коллективов, как тогда говорили, «широких масс трудящихся и интеллигенции» молодые люди. Таким был и Владимир Пирожков, прошедший путь от освобожденного секретаря комсомольской организации до второго секретаря Алтайского крайкома КПСС.

Все было: и горечь неудач, и радость от трудовых достижений. За самоотверженный труд и высокие достижения в развитии народного хозяйства Владимир Петрович был награжден правительственными и высшими государственными наградами. На Алтае прошло его становление как опытного, талантливого, политически закаленного зрелого руководителя государственного масштаба. Чуткий к людям, отзывчивый на запросы окружающих, способный заметить, понять и оценить перспективные кадры; требовательный, в первую очередь, к себе, а затем и своему окружению, он пользовался непререкаемым авторитетом знавших его людей. Именно эти качества человека и руководителя способствовали тому, что в 1968 году он был приглашен Юрием Владимировичем Андроповым на работу в органы государственной безопасности.

С этого времени у Владимира Петровича начался новый, не менее ответственный период его государственной и политической жизни. Он последовательно занимал должности секретаря парткома Комитета, начальника Управления кадров КГБ СССР, заместителя Председателя КГБ СССР. Уйдя на заслуженный отдых в январе 1991 года, до последних дней он оставался с коллективом чекистов, возглавлял Совет ветеранов органов госбезопасности.

Автору этих строк посчастливилось особенно близко познакомиться с В.П. Пирожковым в период с 1986 года, работая в качестве его помощника. В это время я руководил направлением в Управлении кадров, осуществлявшим подбор, расстановку и профессиональную подготовку сотрудников в учебных заведениях Комитета госбезопасности. Работа была достаточно интересная и позволяла ознакомиться с жизнью и деятельностью большинства подразделений системы органов безопасности.

Шел 1986 год, в разгаре — пропаганда гласности, перестройки, развития демократии. Под прикрытием красивых лозунгов шло планомерное разрушение государственности. Близились утрата экономического и политического суверенитетов, наступал развал идеологических основ страны, ее экономики, шельмование истории страны, авторитетов, разгул преступности, медленное, но верное превращение страны в отхожее место для грязного производства, сырьевого придатка Запада, источника дешевой рабочей силы. В этих условиях Владимиру Петровичу были поручены ответственные направления защиты государственной безопасности.

По решению руководства КГБ СССР и инстанций он включился в рабочую группу комиссии по реабилитации жертв репрессий 30—40-х гг., по существу являлся заместителем руководителя этой комиссии, во главе которой стоял известный «демократ» А.Н. Яковлев.

Перестройка, осуществлявшаяся Горбачевым и его ближайшими сподвижниками, в скором времени переросла, как и предостерегали в народе, в настоящую перестрелку. События в Азербайджане, Армении и Грузии периода 1987—1991 гг. стали прямым подтверждением этому. В.П. Пирожкова включили в состав комиссии Верховного Совета и назначили непосредственным руководителем оперативных групп по локализации возникающих конфликтов. А это означало длительные командировки в районы конфликтов, бессонные ночи, бытовые лишения, а подчас прямые угрозы жизни и здоровью.

Трудно сравнивать, когда было легче — во время войны или во время локализации внутригосударственных конфликтов. В первом случае, противник был очевиден и цели абсолютно ясны. Во втором — находился рядом и часто маскировался ангелом, и требовались огромное мастерство, жизненный опыт, убежденность в правоте своей позиции, политическая дальновидность, огромная любовь к людям, самопожертвование, чтобы принять единственно верное в этих условиях решение.

Все эти качества государственного человека проявил Владимир Петрович, решая поистине важнейшие задачи для общества и государства. Достаточно сказать, что ни одно из принимаемых им в сложнейших условиях оперативных решений не привело к пролитию крови безвинного народа.

Чтобы оценить человека объективно, недостаточно сказать о нем много хорошего, хотя и это важно. Важнее увидеть его конкретные дела, услышать его мысли, оценки и прогнозы. Являясь помощником, мне приходилось готовить для него тезисы публичных выступлений, но окончательный вариант текста выступлений он всегда готовил сам. Перечитывая теперь тезисы его выступлений, я нахожу ответы на многие животрепещущие вопросы сегодняшнего дня. У меня сохранилось одно из его выступлений перед народными депутатами депутатской группы «Союз» 26 мая 1990 г. В нем, задолго до нынешних событий, Владимир Петрович предупреждал об опасности утери экономической самостоятельности страны, возрастающей опасности со стороны организованной преступности, проблемах беженцев, других угрозах государственной безопасности.

С некоторыми сокращениями публикуем это выступление для читателей Альманаха.

 Выступление В.П. Пирожкова перед народными депутатами СССР,  членами депутатской группы «Союз»  26 мая 1990 г.

 Уважаемые товарищи народные депутаты СССР!

Сегодня нет ни одного человека, более или менее интересующегося политикой, который не признавал бы очевидный факт того, что мы переживаем период бурных политических перемен и изменения нашего экономического базиса. Они отмечены, прежде всего, активной поляризацией различных общественных течений, стремительным ростом формальных и неформальных политизированных объединений от крайне левых — до дремуче консервативных, от ультрареволюционных — до фашиствующих. В экономике происходят значительные перемены, характеризующиеся быстрым ростом совместных предприятий и различного рода кооперативов, кризисными явлениями.

Разобраться во всех этих процессах человеку, неискушенному в политике, — дело непростое. И здесь я должен сказать — для чекистов большой политической школой является работа съездов народных депутатов и Верховного Совета. К большинству политических оценок происходящих событий мы пришли вместе с народными депутатами. Оценки ситуации в стране по основным и главным направлениям у чекистов не расходятся с оценками их депутатской группой «Союз». Наша позиция изложена в письме чекистов в ЦК КПСС, Верховный Совет и депутатам.

На сегодня не будет преувеличением охарактеризовать ситуацию в стране как переломную, может быть, даже кризисную, чреватую трудно предсказуемыми поворотами в политике, экономике, социальной сфере. Налицо обострение политической борьбы, в которой рвущиеся к власти силы не брезгуют любыми приемами. Приведу пример.

На днях, 19 мая, ленинградская газета «Смена» опубликовала статью «Кому и зачем нужен ошейник для прессы» (автор некто Мезенцев). В статье допускается разнузданная клевета на аппарат и Комитет госбезопасности, которые, якобы, готовили катастрофу самолета, на борту которого Б.Н. Ельцин направлялся в Испанию. Да не одного, а сразу двух самолетов. Неизвестные в одежде врачей, по словам автора, должны были заманить Ельцина в ловушку в Мадриде, а если не удастся, то в Москве. Это, мол, на случай, если самолеты не разобьются. Встает вопрос: кому выгодна эта грязная игра, какие цели преследовал пресс-центр МГД, давая эту «информацию»?

В обществе возникла угроза гражданской конфронтации, хаоса и нестабильности. Трагические события в Узбекистане, Азербайджане, Армении, сепаратизм в Прибалтике. Калейдоскоп движений, партий, народных фронтов, политических платформ. Прорыв в рабочую среду и создание там своей социальной базы, взрыв экстремизма, обострение межнациональных и религиозных проблем, организованная преступность, попытки использования этих процессов спецслужбами противника в своих интересах — все это реалии сегодняшнего дня, непосредственным образом влияющие на формирование направлений работы КГБ СССР.  

1990 г. Многотысячный митинг в Степанакерте (Нагорный Карабах)

1990 г. Многотысячный митинг в Степанакерте (Нагорный Карабах)

Сегодня перед чекистами как никогда остро встала проблема защиты советского конституционного строя от подрывных устремлений спецслужб иностранных государств и зарубежных антисоветских центров, срыв их замыслов по созданию и использованию в антиконституционных целях организованных антисоциалистических группировок на территории СССР. Одновременно — необходимо всемерно способствовать революционным преобразованиям, осуществляемым в обществе, обновлению социализма на демократической основе.

По оценкам специалистов, наиболее взрывоопасные факторы, влияющие на развитие внутриполитической обстановки в стране, — это резкое обострение национальных и межнациональных проблем; дестабилизирующая, провокационная деятельность разного рода самодеятельных формирований антисоциалистической направленности; разрушающаяся в отдельных частях экономика.

Возрождение национального самосознания — процесс сам по себе положительный. В то же время, когда он становится неуправляемым, из него вырастают чудовищные монстры — сепаратизм и крайний национализм. Ярким примером здесь являются события в Литве и Закавказье. На наш взгляд, эффект принимаемых по отношению к Литве политических, экономических и иных мер и их поддержка общественностью страны в значительной степени девальвируется отсутствием наступательности и широты охвата пропагандистскими мероприятиями. Практически за бортом внимания средств массовой информации остается большинство конкретных акций в Литве, нарушающих права человека. Не показываются экстремистские действия националистов против военнослужащих и отдельных граждан СССР в Литве. Репортажи из Литвы Центрального телевидения нередко носят двусмысленный характер, строятся по принципу «не обидеть литовцев». Под видом объективности подаваемой информации часто идет откровенная пропаганда позиций литовского руководства. Достижению этих же целей объективно способствуют и отдельные публикации в общесоюзной прессе.

Крайне тяжелое положение сложилось в Закавказье. Об этом уже говорилось. Оно усугубляется все более нарастающей эскалацией экстремизма. Несмотря на принимаемые правовые акты, в том числе на уровне Президента СССР, продолжается процесс массового вооружения гражданского населения. Статьи Уголовного кодекса, устанавливающие ответственность за хищение, незаконное ношение и хранение огнестрельного оружия, постановление Верховного Совета СССР, предписывающее провести полное разоружение боевых групп, роспуск экстремистских организаций и объединений, другие анало­гичные нормативные акты на территории Армении и Азербайджана практически не действуют. В ряде районов вооруженные боевики продолжают терроризировать мирное население, захватывать склады вооружения, нападать на военные патрули, посты военизированной охраны с целью завладения оружием. Так, в ночь на 22 мая были совершены 2 нападения на райотделы милиции, в руки экстремистов попали 3 пулемета, 8 автоматов, 21 пистолет, большое количество патронов. Ранее, 18 мая, бандиты, вооруженные автоматами и гранатами, предприняли попытку захватить 17 танков в Ереване и 9 танков — на станции Масис. Только благодаря исключительной выдержке армейских подразделений обошлось без жертв. Некоторые руководители партийных и советских органов, стараясь прослыть «национал-патриотами», заигрывают с членами вооруженных группировок, игнорируют доводимую до них информацию о преступных акциях боевиков, которым они практически покровительствуют. Отдельные попытки задержать виновных, провести по совершенным ими правонарушениям неотложные следственные действия заканчивались, как правило, массовыми выступлениями больших групп населения против правоохранительных органов.

Не менее сложной остается обстановка в Азербайджане и Грузии.

Серьезную озабоченность вызывает проблема беженцев. По некоторым данным, их насчитывается около 600 тысяч человек, это явление позорное и вопиющее. Только звериным нравом национализма можно объяснить то, что под лозунгами суверенитета, национального возрождения и демократии грубейшим образом попираются общечеловеческие права на жизнь, выбор места жительства, работу и другие.

Процессы, происходящие в нашей стране, и, в частности, в неформальных группировках, привлекают пристальное внимание западных советологов. Обществоведы из США, ФРГ ведут глубокую разработку проблем, связанных с выходом на общесоюзную политическую арену самодеятельных политизированных объединений, пытаются прогнозировать возможность перерастания их в мощную оппозицию официальным властям.

Поступающие в КГБ СССР данные позволяют выделить отчетливую тенденцию, проявляющуюся в последнее время в подходе западных «специалистов» к советскому неформальному движению. Если ранее, до 1990 года, иностранцы пытались исследовать процессы, происходящие на всех уровнях этого движения, следили за количеством возникающих политизированных группировок, районами их наибольшей активности и т.п., то сейчас приоритеты изменились. В первую очередь, их интересуют те представители неформалов, которые обрели популярность и успешно продвигаются в официальные, государственные структуры, проводят с ними встречи, интервью, организуют приглашения из-за рубежа.

Товарищи депутаты!

Все, что здесь было сказано, относится к объективной стороне дела, иначе говоря, мы лишь констатируем факты, события. В чем же причины разгула беззакония в отдельных регионах страны?

Однозначно на этот вопрос не ответишь. Они различны, но есть и такие, устранение которых повлечет существенное улучшение криминогенной обстановки в регионах и стране в целом. Я имею в виду, прежде всего, скорейшее приведение уголовного и уголовно-процессуального законодательства в соответствие с требованиями жизни, укрепление правоохранительных органов, повышение их авторитета и одновременно требовательности к ним.

Нет эффективных правовых норм, которые бы сдерживали антиконституционную, антиобщественную деятельность политизированных самодеятельных объединений. Принятый недавно закон, устанавливающий ответственность за проведение несанкционированных митингов, не явился серьезным сдерживающим фактором для организаторов различного рода сборищ, проводимых все чаще в дни всенародных праздников с единственной целью — открыто, публично оскорбить и оклеветать партию и государство, а в случае на Красной площади 1 мая — и Президента страны. При всей очевидности противоправного характера подобных действий, совершившие их лица не привлекаются к ответственности по соответствующим статьям Уголовного кодекса.

1990 г. Жаркие «политические дебаты» на улицах Москвы

1990 г. Жаркие «политические дебаты» на улицах Москвы

Средства массовой информации в подавляющем большинстве являются сегодня своего рода детонатором деструктивного заряда, заложенного под общество и государство. Многие директоры издательств, редакторы газет и журналов настолько увлеклись перестроечной риторикой, соревнованием друг с другом в радикализме суждений, амбициозными претензиями на лидерство в печати, что потеряли всякую ответственность перед обществом.

Приходится сомневаться, что в таких условиях принятие столь тщательно обсуждаемого Закона о печати внесет что-то кардинальное в дело обуздания антисоветской, антисоциалистической истерии целого ряда печатных изданий, процветающих в настоящий момент в основном за счет провокационных, клеветнических публикаций.

Позвольте коснуться также некоторых процессов, происходящих в сфере экономики, и тех направлениях деятельности органов КГБ, на которых сосредоточены наши основные усилия.

Кратко обозначу проблему защиты государственных секретов. Она остается важнейшим вопросом в сфере защиты экономики. Должен отметить, что меняется само понятие госсекретов, принципы их определения, а отсюда — многое в работе Комитета по их защите. С каждым днем для нас все актуальнее становится задача обеспечения интересов государства в создаваемых совместных предприятиях.

По состоянию на 15 мая с.г. Минфином СССР зарегистрировано 1624 совместных предприятия (СП) и более 400 их филиалов на территории СССР. Процесс создания совместных с иностранными фирмами предприятий развивается нарастающими темпами. По ориентировочным оценкам, советскими организациями и предприятиями сейчас прорабатывается около 500 проектов новых СП. Нередко утверждение подготовленных проектов сдерживается вследствие перегруженности службы регистрации совместных предприятий в Минфине СССР. По состоянию на 19 декабря 1989 г., согласованная сумма советских и иностранных вкладов в уставные фонды зарегистрированных СП составляла 3,32 млрд. рублей, из них иностранные инвестиции занимают 41,2%. Наибольшая доля приходится на СП, созданные в социальном комплексе (торговля и общественное питание, туризм, гостиничное и ресторанное обслуживание, здравоохранение, легкая промышленность, кино-, видеопродукция, полиграфия и т.п.). Общий уставный фонд этих СП равен 697 млн. рублей.

В зарегистрированных СП участвуют 1800 советских предприятий, организаций и органов управления. Отмечается рост численности СП, создаваемых с участием кооперативов (в 1988 г. — 6,1%, в 1989 г. — около 22% общего количества зарегистрированных СП). Все большее число СП создается с участием специализированных банков СССР (Промстройбанк участвует в 8 СП, Жилсоцбанк — в 12 СП), причем эти СП создаются в различных сферах деятельности.

В создании совместных предприятий начинают принимать участие предприятия и организации оборонных отраслей промышленности. По состоянию на начало 1990 г. в сфере конверсии было зарегистрировано 77 совместных предприятий, в основном по сборке и выпуску компьютеров, разработке программного продукта.

Структура иностранных партнеров характеризуется преобладающей долей малых и средних фирм. В процессе создания СП на территории СССР участвуют партнеры из 23 развитых капиталистических, 22 развивающихся и 9 социалистических стран. Наибольшую активность в создании СП на территории СССР проявляют семь развитых капиталистических стран: ФРГ (194 СП), Финляндия (159 СП), США (143 СП), Австрия (94 СП), Великобритания (89 СП), Италия (86 СП), Франция (64 СП).

По данным Госкомстата СССР, к практической деятельности приступило 184 СП. Естественно, что масштабы их воздействия на народное хозяйство и внешнеэкономические связи СССР пока незначительны. Разница экспорта-импорта в деятельности СП за 9 месяцев 1989 г. составила отрицательный баланс в 99,1 млн рублей.

Создаются преимущественно мелкие СП, не требующие для своей организации заметных материальных и финансовых ресурсов, не способные привнести в советскую экономику новейшие научно-технические и технологические достижения или решить те или иные народно-хозяйственные задачи нашей страны. Их деятельность сводится к перепродаже сырьевых полуфабрикатов и отходов, обмену сырья на готовые продукты, покупке и продаже лицензий, сборке изделий из импортных комплектующих, изготовлению отдельных промежуточных товаров, не имеющих перспектив сбыта на внешнем рынке.

Появляются СП, ориентирующиеся на спекулятивные и незаконные валютные операции под прикрытием зарегистрированной благовидной уставной деятельности.

Со стороны советских участников имеются факты поверхностного отношения к выбору иностранного партнера, некачественной проработки учредительных документов и особенно технико-экономических обоснований (ТЭО), стремление обойти требования обеспечения валютной самоокупаемости путем реализации продукции на внешнем рынке.

Оперативное совещание ФСБ РФ. Ведет Кравцов В.И., слева от него – Пирожков В.П.

Оперативное совещание ФСБ РФ. Ведет Кравцов В.И., слева от него – Пирожков В.П.

Обращают на себя внимание и попытки иностранных инвесторов разместить в СССР экологически вредные производства с целью получения безопасных полуфабрикатов или готовой продукции, а также сырьевого обеспечения собственных национальных производств за счет вторичных ресурсов СССР, достигая при этом снижения трудо- и энергоемкости выпускаемой продукции.

Особую озабоченность вызывает тот факт, что уже сейчас активно проявляется стремление иностранных партнеров к использованию своего участия в совместном предпринимательстве для легального извлечения спекулятивной, конъюнктурной прибыли за счет торговых и посреднических операций по вывозу советского сырья, материалов и ввозу в СССР дефицитной продукции и потребительских товаров.

Имеющиеся в Комитете государственной безопасности материалы свидетельствуют, что спецслужбы противника активизируют свою деятельность по изучению и анализу происходящих в СССР изменений во внешнеэкономической сфере, в том числе на канале совместного предпринимательства с целью использования новых процессов в своих интересах.

Так, в рамках экономического комитета НАТО существует Совет экономических разведок этих стран, который определяет перспективы разведывательной и исследовательской работы НАТО в области экономики, осуществляет сбор, анализ и реализацию добытой информации о состоянии нашей экономики. По имеющимся данным, официальные и деловые круги Запада зачастую стремятся не столько к развитию взаимовыгодного сотрудничества с СССР, сколько к использованию новых форм внешнеэкономических связей для ослабления экономических и политических позиций СССР в системе мирового хозяйства и нанесения прямого ущерба нашей экономике. Так сотрудник фирмы «Универ» (США) заявил, что «советская экономика имела одно преимущество — монополию внешней торговли. Теперь она ее лишилась. Если раньше наша фирма продавала 300 тонн продукции одному клиенту, то теперь — по 40 тонн нескольким и, как следствие, каждую партию в 1,5 раза дороже».

Наряду с отмеченными действиями спецслужб по подрыву советской экономики в современных условиях, в системе внешнеэкономической деятельности наметился рост различного рода правонарушений, наносящих значительный экономический ущерб, который выражается в намеренном несоблюдении валютно-финансовых правил и нормативных актов, должностных преступлениях, подлогах, контрабанде, спекуляции и т.п. При совершении таких действий нередко осуществляется умышленная порча государственного имущества с целью обращения его в разрешенные к экспорту отходы.

Сложившаяся ситуация обусловлена еще и тем, что в настоящее время новые структуры и формы экономических взаимосвязей между государственными организациями, кооперативами, совместными предприятиями и иностранными фирмами, вследствие несовершенства действующего законодательства, государственного и финансовобанковского контроля в этой области, используются теневой экономикой в своих целях. Это, в свою очередь, способствует росту коррупции и организованной преступности. О конкретных фактах мы сообщали в СМИ.

Масштабы и тенденции роста организованной преступности в стране, безусловно, превращают борьбу с ней в исключительно важную государственную задачу, требующую незамедлительного разрешения. Эта проблема приобретает и политическую окраску не только в связи с тем, что преступным путем изымается из государственного кармана значительное количество материальных средств, но и тем, что оказывается негативное разлагающее влияние на определенные слои общества, нарушаются принципы социальной справедливости, дискредитируются в глазах общественности предпринимаемые партией шаги по реформе механизма хозяйствования. Идет прорыв любыми путями на внешний рынок.

Перестройку внешнеэкономической деятельности и ее децентрализацию стремятся активно использовать и преступные элементы. В выходе на внешний рынок они видят возможность не только «отмыть» нажитые преступным путем капиталы, но и пустить их в оборот при посредстве зарубежных банков, т.е. стать совладельцами частных зарубежных компаний.

Признавая позитивную роль, которую в перспективе могут иметь в экономике кооперативы, следует отметить, что сегодня они являются притягательной и благодатной почвой для преступности, в том числе организованной. Значительные, не соответствующие вложенному труду доходы притягивают к кооперативной деятельности различного рода дельцов из негативной среды. В руководящих звеньях кооперативов большое количество лиц, ранее судимых за корыстные преступления, «отмывающие» капиталы, нажитые преступным путем. Так, из 85 председателей кооперативов, созданных в Елизовском районе Камчатской области, 14 человек были ранее судимы. В одном из районов Москвы среди этой же категории выявлено 15 человек, ранее судимых за совершение корыстных преступлений. По неполным данным, с начала года в сфере кооперации вскрыто более 5 тысяч корыстных правонарушений, причем значительная часть из них — это хищения в крупных и особо крупных размерах.

Учитывая, что проблема ликвидации организованной преступности неразрывно связана с проблемами совершенствования всего общественно-экономического организма страны в целом, она требует комплексного подхода, где важное значение приобретает и совершенствование мер правового и оперативного характера.

Пользуясь представившейся возможностью, хотелось бы обратиться к вам, уважаемые народные депутаты, с просьбой содействовать скорейшему рассмотрению в Верховном Совете и принятию Закона «О Комитете госбезопасности СССР» и Закона «О государственной безопасности СССР». Безусловно, оба эти закона будут иметь, прежде всего, принципиальное политическое значение и в этом смысле их роль в правовом государстве трудно переоценить. Кроме того, они нужны сегодня чекистам и для практической повседневной работы, придания уверенности в работе, четкости в определении компетенции органов и войск Комитета госбезопасности. Без них мы работать не можем.

В завершение хотелось бы напомнить одно из положений работы Владимира Ильича Ленина «Государство и революция», где он говорит об отмирании государства как такового. Его мысль сводится к тому, что отмирание государства будет происходить через постепенное отмирание его функций и тех органов, которые их осуществляют. Если в этой эволюции органам КГБ суждено быть первыми, мы — за такое отмирание. К сожалению, сегодня жизнь нам напоминает другое ленинское положение о том, что любая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться. Примеров этому мы имеем больше, чем достаточно.

Чекисты душой и сердцем восприняли идеи перестройки. Смею вас заверить, что своей практической работой они повседневно способствуют ее успеху на основе фундаментальных принципов, выраженных в формуле: «Октябрь — Ленин — обновленный демократический социализм».

 Депутатская группа членов Верховного Совета СССР под названием «Союз» (в количестве 134 депутатов) была образована в сентябре 1989 года по инициативе группы народных депутатов СССР. Цель деятельности - консолидация всех общественных сил СССР во имя «сохране ния целостности СССР как обновленного федеративного государства на основе совершенствования национально-государственного устрой ства и его дальнейшего социалистического развития»; «безусловного соблюдения Всеобщей Декларации прав человека на всей территории СССР, в также обеспечение защиты прав всех граждан, независимо от национальности, языка, политических убеждений, вероисповедания, пола, возраста и места проживания»; «создание единого экономического пространства и общесоюзного рынка страны с соблюдением равенства всех субъектов Федерации и направление усилий на повышение благо состояния всех граждан СССР: обеспечение социальной защищенности населения в условиях перехода к рыночной экономики»; «обеспечение безопасности всей страны, укрепление единства армии и народа»; «повышение авторитета Вооруженных Сил, противодействие шельмованию армии, попыткам растащить ее по национальным квартирам».

 В дальнейшем на базе ДГ «Союз» было сформировано Всесоюзное объединение народных депутатов всех уровней «Союз» (1990, декабрь 1991, зима), а затем - Всесоюзное движение депутатов и избирателей всех уровней «Союз» (зима-весна 1991 г.). К лету 1991 г. во ВДДИ «Союз» входило 50 различных организаций и движений державно-патриотической направленности. Численность актива «Союза» в середине 1991 г. - не менее 5 тыс. человек.

 Высшим органом объединения являлся съезд, который собирался, по уставу, ежегодно. Исполнительно-представительный орган Координационный совет (44 человека - представительство по организациям и регионам). Рабочий орган - Президиум и 4 сопредседателя: В. Алкснис, Г. Комаров, А. Чехоев, Ю. Блохин (он же лидер ВО «Союз»). Один раз в месяц регулярно собирался Координационный совет движения, состоящий из 50 человек и образованный, в своей основе, на II съезде «Союза» с последующей кооптацией дополнительных координаторов (представителей регионов и организаций).

 Программным документом Всесоюзного объединения была утверждена Платформа Депутатской группы «Союз». После II съезда Объединения действовали также Программа и Устав движения.

 Основные формы и методы работы: участие в законотворческом процессе: поддержка деятельности тех общественных сил, которые близки по программным целям ВО «Союз»; выдвижение инициативных социальных проектов, участие в различных формах деятельности депутатов: координация деятельности близких по взглядам депутатских групп.

Материалы для публикации подготовил член Редакционного совета альманаха В.И.Кравцов

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика