Второй организационный период
П р о д о л ж е н и е . Начало в №№ 6, 8–10
Вторая Конференция
На второй Конференции подвергается обсуждению первое положение о Чрезвычайных
Комиссиях, из которого было выкинуто все, что в течение этих месяцев оказалось лишним, безжизненным и что входило в круг обязанностей других органов Советской власти. Это положение было названо инструкцией, так как оно исходило из самой ВЧК и не
было декретировано ни Совнаркомом, ни ВЦИК.
Эта Инструкция Чрезвычайным Комиссиям на местах, утвержденная ВЧК 1 декабря
1918 года, гласит следующее:
И н с т р у к ц и я
§ 1
Всеми делами по непосредственной борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности ведают на местах организованные местными
Советами или их Исполкомами на одинаковых правах
с остальными своими отделами местные Чрезвычайные комиссии.
§ 2
Члены местных Чрезвычайных Комиссий назначаются и отзываются местными Исполкомами
В.Ч.К., число же членов определяется
местными условиями.
П р и м е ч а н и е 1. Коллегии Губернских Ч.К. состоит из 5 человек, уездных – из 3.
П р и м е ч а н и е 2. В крупных промышленных уездных центрах коллегии могут
быть увеличены до 5 с согласия губ. Ч.К.
§ 3
Председатель и заместитель местных Ч.К. назначаются местными
Исполкомами и утверждаются местными В.Ч.К.
П р и м е ч а н и е . Коллегии Ч.К. должны состоять из коммунистов.
§ 4
Высшие органы Ч.К. имеют право посылать в высшие органы своих представителей с решающим голосом. Постановления местных Ч.К. могут быть приостановлены и отменены Чрезвычайными Комиссиями
высших инстанций.
§ 5
В задачи Комиссий входит следующее:
а) беспощадная борьба с контрреволюцией, преступлениями по
должности и спекуляцией наличными силами, которые имеются в распоряжении Комиссии.
б) наблюдение за местной буржуазией и за направлением в ее среде
контрреволюционной работы;
в) доведение до сведения местной и центральной власти о совершающихся беспорядках
и пресечение их;
г) производство дознаний по государственным преступлениям;
д) производство расследований в порядке чрезвычайного положения;
е) наблюдение за лицами, проезжающими через границу;
ж) наблюдение за иностранными разведчиками;
з) розыск и наблюдение за лицами, укрывающимися от властей;
и) участие в сохранении общественного спокойствия при отсутствии
чинов милиции и содействие последней в восстановлении нарушенного
революционного порядка;
к) исполнение поручений в высших губернских Советских органах
по производству дознаний о преступлениях, когда будет признано необходимым;
л) участие в некоторых нужных для борьбы совещаниях;
м) наблюдение и регистрация всех проезжающих через границу и
тщательная проверка документов на право въезда и выезда и т.п.;
н) строжайшее наблюдение за проведением в жизнь декретов и распоряжений Советской
власти.
§ 6
Комиссия из состава своих членов набирает Заведующих отделами и секретарей.
§ 7
Комиссия, наблюдая и исполняя вышеуказанные обязанности и строго следя за нормальным революционным порядком в губернии, применяя для
этого нормы пресечения и предупреждения в случае всякого рода контрреволюционных преступлений, погромов и черносотенных
беспорядков, имеет право делать следующее:
а) предлагать Совдепу вводить во всей губернии чрезвычайное или военное
положение;
б) издавать обязательные постановления, касающиеся внешнего революционного
порядка в губернии, и доводить об этом немедленно до сведения высшей инстанции
Ч.К. и В.Ч.К.;
в) подвергать преступных лиц и организации административному аресту и налагать
штрафы в общем порядке.
Примечание. Уездные Ч.К. могут подвергать в административном порядке до 3 месяцев. Высшие сроки наказаний в административном порядке могут назначаться в разрешения Губернских Ч.К.
г) имеет право производить обыски, аресты лиц и организаций, заподозренных
в контрреволюции и вообще направленных против деятельности Советской власти.
§ 8
Комиссия работает в тесном контакте со всеми Советскими учреждениями и оказывает
им всяческое содействие.
§ 9
Если где в Советских органах замечено будет злоупотребление и упущение, то комиссия немедленно принимает соответствующие меры, известив об этом президиум, а в экстренных случаях председателя.
§ 10
При арестах ответственных Советских работников или партийных работников Ч.К. извещает об этом немедленно, т.е. не позднее 24 час., соответствующее учреждение, где данное лицо служит.
§ 11
Если будут обнаружены злоупотребления и непорядки в самой Комиссии, то Совдеп или Исполнительный Комитет извещает об этом, если это произошло в уезде – в Губерн.Ч.К., а о Губ. Ч.К. –
в В.Ч.К.
§ 12
Военным руководящим органом Чрезвычайных Комиссий является В.Ч.К., объединяющая и направляющая борьбу с контрреволюцией, спекуляцией и
преступлениями по должности на всей территории Р.С.Ф.С.Р.
§ 13
За бездействие Комиссия несет ответственность, как перед местной властью, так и перед В.Ч.К.
§ 14
Военным органом по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности в губернии являются губернские Чрезвычайные Комиссии.
П р и м е ч а н и е . Там, где имеется областной и губернский Совдеп, должна быть образована одна комиссия. В первом случае: Комиссия должна быть при областном Совдепе, которая обслуживает ту губернию и город, в какой области находится. Во втором случае Ч.К. должна
быть организована при Совете Рабоч., Красноармейских и Крестьянских Депутатов.
§ 15
Уездные Ч.К. для того, чтобы иметь сведения из густонаселенных волостей, сел, местечек и т.п. заручаются связью с надежными партийными товарищами,
которые дают Уездной Ч.К. сведения о контрреволюционной агитации кулаков, попов
и проч. белогвардейцев, пристроившихся в деревнях.
§ 16
На обязанности уездных Ч.К. лежит наблюдение за революционным порядком в своем районе: следить за тем, чтобы не было контрреволюционной погромной
агитации, бдительно следить за местной буржуазией, осуществлять дознания, осуществлять
надзор за неблагонадежными контрреволюционными элементами, кулаками, спекулянтами и прочими врагами Советской власти, принимать меры пресечения и предупреждения против
врагов.
§ 17
Уездные комиссии через каждые две недели обязаны представлять полный доклад в губернскую Комиссию с полным изложением всего
происходящего в уезде.
§ 18
Если нужно вершить какие-нибудь меры, которые выходят из общих рамок Губ. Комиссий, то таковые немедленно запрашивают В.Ч.К. путем телеграфных сообщений, исправления указаний и инструкций, Ч.К., в этих же случаях запрашивают губернские Ч.К.
§ 19
Все инструкции, распоряжения, приказы и циркуляры, исходящие
от Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, губернские, уездные комиссии и комиссары исполняют немедленно и хранят их как руководящий материал.
§ 20
Губернские Комиссии ежемесячно должны присылать полный отчет о своей деятельности в В.Ч.К. Последняя, в свою очередь, посылает свои отчеты по местам.
§ 21
Все комиссии носят однородные названия «Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при таком-то Совдепе», при такой-то армии такого-то фронта.
П р и м е ч а н и е . Со всеми самовольно возникающими и изживающими себя Чрезвычайными
Комиссиями по борьбе с к.-р. и спек., и не входящими в общий организационный план, местные Ч.К. ведут решительную борьбу.
§ 22
Каждая комиссия имеет свою гербовую печать, согласно постановлению 5-го Всероссийского
Съезда Советов.
П р и м е ч а н и е . Отделы не могут иметь гербовых печатей и имеют лишь печати простые, гербовые печати должны иметь строго установленную форму.
§ 23
Чрезвычайные Комиссии имеют право на организацию при себе особых вооруженных
отрядов. Величина отрядов на местах устанавливается местными Исполкомами по соглашению с В.Ч.К. Кредиты на отряды
при Комиссии отпускаются в общем порядке через местные Исполкомы.
Все отряды при Ч.К. находятся под контролем в «Известиях В.Ц.И.К.»
от 2 ноября 1918 года.
§ 24
Все смены местных Ч.К. предварительно утверждаются местными Исполкомами и переходят в общем порядке по смете и наработанным штатам В.Ч.К.
Все ассигнования Ч.К. получают через свои Исполкомы от В.Ч.К.
П р и м е ч а н и е 1. Уездные Ч.К., составляя смету, отсылают ее после
утверждения Исполкома в Губ. Ч.К., Губ. Ч.К.включает в свою смету все сметы уездных Ч.К. и по утверждению Исполкомом направляет их в 3
экземплярах в В.Ч.К.
П р и м е ч а н и е 2. Транспортные узловые отделения составляют смету на себя и на комиссаров, входящих в состав их участка, и рассылают эти
сметы в трех экземплярах в Окружной Транспортный отдел, который, включив все эти сметы в свою, в свою очередь, передает таковую
для включения и утверждения в ту смету Губернской или Областной Ч.К., при которой данный округ (окружной отдел) находится.
П р и м е ч а н и е 3. Пограничные Ч.К. пунктовые посылают участковым, участковые – окружным,
окружные включают все сметы своего округа в смету губернской или Областной Комиссии, при которой находятся пограничный округ Ч.К., и после утверждения Исполкомом пересылаются в В.Ч.К.
§ 25
Губернские Ч.К. разделяются на следующие отделы: Иногородний, Секретно-Оперативный, Юридический и Транспортный отдел, где таковой, согласно постановлению 2-й Всероссийской Конференции Чрезвычайных Комиссий, полагается:
П р и м е ч а н и е 1. Иногородним отделом заведует председатель или заместитель губернской Ч.К. Юридическим, Секретно-Оперативным – члены Ч.К. и секретарь комиссии, он же заведующий канцелярией, член
Ч.К.
Пр и м еч а н и е 2. Там, где имеется, согласно постановлению Конференции, Транспортный отдел, им заведует заместитель председателя.
§ 26
В местностях, расположенных в пограничной полосе, образуются пограничные Ч.К., в местностях, расположенных по линии фронта, образуются армейские
Ч.К. Первые борются только на границе, вторые – только в военной среде. П р и м е ч а н и е . Внутренние инструкции пограничных и армейских комиссий определяются особыми инструкциями.
§ 27
Для контроля над повседневной деятельностью отдельных членов и сотрудников
Ч.К. образуются из 3 человек контрольной коллегии в составе представителя
Исполкома, представителя местного комитета Р.К. партии представителя местной
Ч.К. Права и обязанности Контрольной Коллегии устанавливаются особыми инструкциями.
§ 28
Уездные Ч.К. имеют общую коллегию из 3 человек (параграф 2), которые всю ответственную работу распределяют между собой.
П р и м е ч а н и е . При уездных Ч.К. никаких отделов не имеется, а в канцелярии имеются столы: к.-революционный, долж. преступл., спекуляции и т.д.
§ 29
Отделы Обл., Губ. и уездн. Ч.К. подчиняются комиссии и выполняют все ее постановления.
Заведующий отделом является ответственным лицом отдела и посему все важные
бумаги, исходящие из отдела, должны быть обязательно им подписаны.
Заведующий делает также доклады на заседании Общей Комиссии о ходе работ отдела.
§ 30
На обязанности Заведующего Иногородним отделом в Г.Ч.К. лежит руководство и направление борьбы с контрреволюцией, преступл. по должности и спекуляцией в пределах губернии.
П р и м е ч а н и е 1. Там, где при Губернской или Областной Ч.К. имеются
пограничные комиссии, они управляются иногородним отделом, входя в него как
подотдел.
П р и м е ч а н и е 2. На этот же отдел возлагается организация, реализация, инструктирование подчиненных Губчека Комиссий.
§ 31
На обязанности заведующего Юридическим отделом возлагается руководство всеми следственными комиссиями.
П р и м е ч а н и е 1. Внутри Юридического отдела следствие ведется по специальности: к.-рев., долж. преступл., спекуляции, железнодорожные дела.
П р и м е ч а н и е 2. До железнодорожных дел допускается Контрольная комиссия, согласно декрету Совнаркома, а потому они и в Юридическом отделе должны быть выделены как специальные дела.
§ 32
Секретно-оперативный отдел сосредоточивает все секретные сведения и разрабатывает их по специальности. Производит операции в городах, где находятся комиссии, а в уездах через уездные комиссии.
§ 33
Заведующие Окружным Транспортными отделами действуют, согласно особым инструкциям.
§ 34
Следователи ведут следствие по данному им Заведующим Юридическим отделом делу и по окончании следствия он дает свое заключение, представляет на общее собрание членов Комиссии для вынесения окончательного постановления.
§ 35
Общее заседание членов комиссии разрешает вопросы, представленные юридическим отделом.
Все постановления общих заседаний Комиссии протоколируется, а протоколы рассылаются всем заведующим отделами и подотделами.
§ 36
Общее Собр. Ком. при разборе дел, представленных следователем, руководствуется изданными постановлениями Советской власти.
§ 37
Чр. Ком., являясь органом борьбы в острые моменты революции, накладывают, в случае необходимости пресечения или прекращения незаконных действий, наказания в административном порядке, но не в судебном, штрафы, расстрелы и т.д.
§ 38
Право применять высшую меру наказания имеют губернские, фронтовые, армейские и областные Ч.К.
§ 39
Воспрещается ведение в какой бы то ни было стадии и в каком бы ни было порядке параллельного производства следствия по делам, уже переданным Революционным Трибуналам или иным судебным местам, а материалы, поступившие после, передавать в тот суд, куда дело передано.
§ 40
Воспрещается: какое бы то ни было, без ведома соответствующего судебного места и его на то согласия, зачисление содержащихся под стражей и числящихся за Трибуналом или судебными местами заключенных, если, конечно, производствен. Чрезвычайных Комиссий нет за ними иного дела, отличного от того, по которому ведется производство судебными учреждениями.
§ 41
Воспрещается самовольно без ведома Трибуналов и их судов перевоз заключенных, числящихся за судебными местами, из одного места заключения и другое, их освобождение под залог или на каких-либо иных условиях, вторичное задержание освобожденных постановлениями следственных или судебных властей, если в производстве Комиссии не имеется иного материала, отличного от того дела, по которому ведется судебным местом производство по обвинению данного лица или группы лиц, но и в этом последнем случае перевод, освобождение или арест может иметь место только в случае, если со стороны судебного места не встречается никаких возражений или протестов.
§ 42
Воспрещается наложение одновременно административных взысканий по делам, передаваемым для судебного разбирательства или находящихся в производстве судебных мест.
§ 43
Воспрещается заключение в тюрьму на срок кого бы то ни было по делам, находящимся в производстве Комиссии, если только таковое заключение было предусмотрено в обязательном постановлении Чрезв. Ком. или следствен. властей.
§ 44
Все поступающие в комиссию конфискованные деньги или как штрафные деньги вносятся в Государственное казначейство на текущий
счет Республики с указанием «штраф», «конфискованы».
П р и м е ч а н и е 1. Все конфискованные вещи и продукты передаются в соответствующие учетно-распределительные органы, которые по оценке вносят стоимость их в Казначейство на текущий счет Республики.
П р и м е ч а н и е 2. Конфискованные вещи, имеющие историческую ценность, как, напр., библиотека, старинные монеты, церковная утварь, портреты и все проч., передаются в отдел Комиссариата Просвет.
П р и м е ч а н и е 3. При сдаче денег, товаров и проч. предметов должны составляться акты ведомости, согласно циркуляру № 99, и прилагаться к делам, а копию давать на руки бывшему владельцу их, а также для отчета.
§ 45
Губернских Чрезв. Комис. и Уездных имеется одна общая канцелярия, которая распадается на ряд делопроизводств: Общее, контрреволюционное, спекуляция, преступления по должности, транспортное со столами железнодорожным и т.н. иногороднее со столами пограничным, инструкторским и т.п.
П р и м е ч а н и е 1. Кроме того, в Губ. Ч.К. и Секретно-оперативной части имеются специальные регистрационные книги.
П р и м е ч а н и е 2. В юридическом отделе ведутся также только специальные книги: регистрация арестованных, дела и т.п.
П р и м е ч а н и е 3. Вся кассовая и хозяйственная отчетность Комиссии ведется в общей канцелярии по Общему Делопроизводству.
§ 46
Вменяется в обязанность руководствоваться неуклонно данной инструкцией и за неисполнение инструкции будут привлечены к строгой ответственности.
§ 47
Инструкции от 11 и 13 июня и дополн. в августе 1918 г. отменяются. Второй конференцией были пересмотрены и заняты и новые штаты для Губ. Ч.К. и определены штаты вновь образованных отделов.
|
Должность |
Количество, чел. |
Общая канцелярия |
1. |
Членов комиссии |
5 |
2. |
Пом. секретаря |
1 |
3. |
Делопроизводитель |
1 |
4. |
Пом. делопроизводителя |
1 |
5. |
Машинистки |
3 |
6. |
Регистраторов |
2 |
7. |
Экспедиция |
1 |
8. |
Рассыльных и курьер |
3 |
9. |
Архивариус |
1 |
10. |
Казначей |
1 |
11. |
Бухгалтер |
1 |
12. |
Счетовод |
1 |
13. |
Пом. казначея |
1 |
14. |
Кладовщик |
1 |
|
В с е г о |
23 |
Комендантский отдел Объединяет в себе комендатуру, хозяйственную часть, автомобильно-транспортную,
справочн. бюро |
15. |
Комендант |
1 |
16. |
Секретарь |
1 |
17. |
Пом. секретаря |
1 |
18. |
Зав. справочн. стол |
1 |
Юридический отдел (общий) |
25. |
Завед. юрид. отделом |
1 |
26. |
Заместитель |
1 |
27. |
Следователей |
6 |
28. |
Конторщик (-ца) |
2 |
29. |
Машинистка |
1 |
30. |
Делопроизводитель |
1 |
|
В с е г о |
12 |
Секретная часть (общая) |
31. |
Завед. секретной части |
1 |
32. |
Заместитель |
1 |
33. |
Секретарь |
1 |
34. |
Разведчик и комиссар |
20 |
35. |
Заведующий регистр, ст. |
1 |
36. |
Конторщик (-цы) |
2 |
|
В с е г о |
26 |
Провинциальный отдел Объединяет в себе информационный, пограничный, связи и инструкторский |
37. |
Завед. отделом |
1 |
38. |
Заместитель |
1 |
39. |
Секретарь |
1 |
40. |
Делопроизводитель |
1 |
41. |
Машинистки |
2 |
42. |
Ротаторш |
2 |
43. |
Конторщик (-цы) |
2 |
44. |
Завод, связи и в ч р. |
1 |
45. |
Секретарь |
1 |
46. |
Конторщик (-цы) |
1 |
47. |
Инструкторов для поруч. |
4 |
48. |
Информацион. |
2 |
49. |
Фотограф |
1 |
|
В с е г о |
20 |
Штаты Уездных Чрезвычайных Комиссий
№ |
Должность |
Количество, чел. |
1. |
Членов комиссии |
3 |
2. |
Следователей |
3 |
3. |
Комис. Разведч. |
10 |
4. |
Делопроизводитель |
1 |
5. |
Журналист |
1 |
6. |
Канцелярист |
2 |
7. |
Регистр., информ |
1 |
8. |
Машинистка |
1 |
9. |
Посыльных |
2 |
|
В с е г о |
24 |
Штаты Окружного Отдела Транспорта
№ |
Должность |
Количество, чел. |
1. |
Заведующий отделом |
1 |
2. |
Помощн. заведующего |
1 |
3. |
Секретарь управления |
1 |
4. |
Зав. подотд. столом |
1 |
5. |
Зав. столом водн. и шос. путей |
1 |
6. |
Делопроизводителей |
2 |
7. |
Регистраторов |
2 |
8. |
Счетовод |
1 |
9. |
Машинисток |
2 |
10. |
Журналисток |
2 |
11. |
Конторщик (-цы) |
2 |
12. |
Инструкт. для поруч. |
10 |
13. |
Регистр. бюро |
1 |
14. |
Завед. регистр. бюро |
1 |
15. |
Делопроизводителей |
2 |
|
В с е г о |
30 |
Штаты железнодорожных отделений
№ |
Должность |
Количество, чел. |
1. |
Членов коллегии |
3 |
2. |
Протоколистов |
2 |
3. |
Комиссар, разведч. |
6 |
4. |
Конторщ. |
1 |
5. |
Машинистка |
1 |
6. |
Рассыльный |
1 |
7. |
Сторож |
1 |
8. |
Комиссаров (сверх штата) |
4 |
9. |
Конторщик |
1 |
|
В с е г о |
20 |
На малых станциях и пристанях комиссаров по 1.
На больших станциях, где узлового отделения много, ставятся 3 комиссара по усмотрению
Окружного Отдела. |
Штаты пограничных отделов Ч.К.
№ |
Должность |
Количество, чел. |
Окружные отделы |
1. |
Заведующий |
1 |
2. |
Заместитель |
1 |
3. |
Секретарь |
1 |
4. |
Делопроизводитель |
1 |
5. |
Журналист |
1 |
6. |
Машинистка |
1 |
7. |
Инструкторов |
3 |
|
В с е г о |
9 |
П р и м е ч а н и е . При Курской Ч.К. Пограничн. отдел имеет следователей 2. |
|
Участковые пограничные отделы Ч.К. |
1. |
Заведующий |
1 |
2. |
Заместитель |
1 |
3. |
Секретарь |
1 |
4. |
Канцелярист |
1 |
5. |
Машинистки |
2 |
6. |
Следователей |
3 |
7. |
Разведчики, комиссар (один из них старший) |
4 |
|
В с е г о |
13 |
Пунктовые пограничные отделы Ч.К. |
1. |
Заведующий |
1 |
2. |
Заместитель зав. |
1 |
3. |
Протоколист |
1 |
4. |
Разведчик, комиссар |
6 |
|
В с е г о |
9 |
П о д л и н н ы й п о д п и с а л и :
Председатель Ф. Дзержинский
Завед. иногородн. отделом В. Фомин
Секретарь Ксенофонтов
С п о д л и н н ы м в е р н о :
Секретарь иногородн. отд. Г. Мороз
Образование военного отдела
Уже с отдела 1918 года ВЧК пришлось выделить отделы по борьбе с контрреволюцией отделение специально для борьбы с контрреволюцией в военной
среде. Но это был слабый зачаточный аппарат, не имевший своих органов на местах. Стихийно возникшие фронтовые и армейские Чрезв. Комиссии отнюдь не были связаны с этим отделением, а больше
поддерживали связь с иногородним отделом. Такое положение вещей стало нестерпимо
с момента образования новых внешних фронтов. Нужен был крепкий центр, связывающий местные народившиеся самостийно
органы, организующий новые и руководящий их
деятельностью.
Это было тем более необходимо, что Военный Контроль при Реввоенсовете Республики не справляется со своей задачей и к тому же по своей конструкции и личному составу не подходил к новому строю в Красной Армии и был совершенно не годен при наличии гражданской войны, войны, охватившей всю территорию РСФСР и раскинувшейся сплошным фронтом, начиная с наших границ и кончая канцелярией военкомов и других советских органов.
Эти соображения толкнули ВЧК на мысль создать специальный военный отдел, который и был создан в декабре 1918 года, и во главе его поставлен тов. Кедров.
Следующим приказом от 27 декабря такие отделы было предписано организовать на местах.
П Р И К А З № 121
Всем Губернским Чрезвычайным Комиссиям
Предписывается всем Чрезвычайным Комиссиям образовать немедленно военный отдел,
отделив 3–4 сотрудника Комиссии, на которых возложить наблюдение в воинских
частях, военных учреждениях губернии, борьбу с контрреволюцией, шпионажем и преступлениями по должности в Красной Армии.
Уездным комиссиям отделов не образовывать, а функции их возложить на одного
сотрудника. Военному отделу надлежит установить тесную связь через партийные ячейки, существующие
в воинских частях, военных учреждениях, и со всеми усадными ЧК. Ежедневно посылать в Москву сводки о положении дел
во всей губернии, требуя таковые от Уезд ЧК, обо всех арестованных лицах командного
состава, а все законченные военные
дела немедленно отправлять в Военный отдел ВЧК.
Подробные инструкции будут высланы дополнительно.
27 декабря 1918 г.
Военное отделение состояло из нескольких сотрудников и работы почти никакой не вело, и при наличном составе вести не могло. В военный отдел
вошли многие сотрудники из советской ревизии, председателем коей состоял
тов. Кедров, а именно: т.т. Эйдук, Артузов, Крутов, Тубала, Фогель, Греховодов, Лииц, Эйдук-младший и др., а также и команда латышей из 20–30 человек. Кроме того, Окр. Воен. Комиссар. Мураловым был командирован для работы в Воен. отд. тов. Русанов и из ВЧК, отдела преступл. По должности т. Ивановский.
Военный отдел в первое время был занят следующей работой:
- Организовал Военно-Регистрационное Бюро (по Петровке, уг. Столешн. пер.)
Зав. состава. Все приезжающие и меняющие место жительства должны были отмечаться.
Кроме учета б. офицеров, Бюро давало быстрые справки о всех задержанных офицерах.
И самостоятельно направляло много материала о подозрительных лицах. (Сумский
кавалерийский полк; офицеры, вышедшие из Владимирского юнкерского училища
и др.).
- Организовал особое бюро при Окружном Военном Комиссариате, Председателем
был Артузов, на обязанности которого лежало завязать тесную связь со всеми
войсковыми частями Московского гарнизона (официально через комиссаров частей,
неофициально через ком. ячейки и отдельных красноармейцев). Связь была установлена
со всем гарнизоном, но сведения поступали нерегулярно и сведения отрывочные
и большей частью мелочные.
Образование Особого отдела
В декабре 1918 г. Военконтроль, сформированный впервые в мае того же года, располагал следующим аппаратом:
В ноябре 1918 г. работали:
- Петроградский отдел, с пунктами: в Новгороде, Ямбурге, Порхове.
- Московский отдел, с пунктами: в Рославле, Сасове.
- Орловский отдел, с отделениями в Брянске, Курске и Воронеже и с пунктами: в Унече, Михайловском, Трубачевске, Абояни, Льгове, Староосколе, Щиграх, Ельце, Зерново.
- Отдел Северо-Кавказск. Округа – в Царицыне, с пунктами: в Калаче, Астрахани.
- Отдел Северного фронта – в Ярославле, с отделениями: в Борисоглебске, Балашове.
- Отдел Южфронта – в гор. Козлове, с отделениями: в Борисоглебске, Балашове.
- Отдел Запфронта – в гор. Смоленске, с отделениями: в Невеле, Витебске, Могилеве. И пунктами: в Великих Луках, Пологе, Лепеле.
- Отдел Востфронта – в гор. Арзамасе, с отделениями: в Пензе, Саратове, Симбирске, Алатыре, Самаре. И пунктами: в Рузаевке, Сызрани, Вятке и Тетюшах.
Кроме того, в стадии формирования находился Иваново-Вознесенский отдел, Петроградское, Калужское, Рязанское, Тамбовское отделения и несколько пунктов.
Хотя сформированный в мае, но фактически приступивший к работе только в половине августа Военконтроль сумел сравнительно слабо раскинуть свой аппарат. Так, отдел Востфронта только что сорганизовался, а необходимость здесь была небольшая в связи с возрастающим Востфронтом. Организованные же раньше отделы, как Южный и Орловский, по крайней мере, часть из них, работали из рук вон плохо.
К осени – в ноябре 1818 г. работа Военконтроля стала настолько неудовлетворительна, что Реввоенсовет решил устроить ревизию и реорганизацию особых отделов и в первую голову на Южфронте. По этому поводу было создано совещание из товарищей: Арапова, Розенгольца, Дзержинского и Асмуса. Ими было принято следующее решение:
- существующий в настоящее время военный контроль реорганизуется на основе
удаления продажных элементов и привлечения к делу исключительно партийных работников;
- задачами военного контроля (особых отделов) является агентура разведки в тылу противника, контрразведка и выяснение контрреволюционных элементов армии;
- соответственные работы во фронтовых и армейских ЧК переходят в реорганизованные
отделы военного контроля (особые отделы), а также по возможности и часть личного состава этих комиссий;
- армейские отделы военного контроля (особые отделы) подчиняются непосредственно
армейским политическим комиссарам и работают под контролем и фронтовых органов
Военного контроля (особого отдела);
- заведующий отделом Военного контроля назначается арм. полит. комиссаром
и утверждается завед. фронтовым отделом Военного контроля. При отсутствии у армейских политкомов кандидатов на должность заведующего
отделом Военного контроля (особых отделов) таковая кандидатура выдвигается
фронтовым отделом;
- для чистки отделов Военного контроля ныне существующего состава и для организации ее на вышеназначенных началах образовать комиссию из 3 лиц.
Окончательный состав комиссии наметить по соглашению со Свердловым. Комиссия была составлена из т.т. Васильева, Самойловой, Лациса, которая в декабре стала производить ревизию и реорганизацию военконтроля Южфронта. Заодно вопрос был поднят и в печати. В Известиях ВЦИК Лацисом была помещена нижеследующая статья.
Трудноизлечимая язва (О Военконтроле)
Советская власть, ее военный аппарат унаследовал от старой царской армии один
орган, который при новых условиях и новом характере нашей войны не только стал
непригодным, но выродился в смертельную язву, отнимающую много жизненных сил
у нашего военного организма. Этот орган – военный контроль.
В царской армии он предназначался для борьбы с неприятельским шпионажем, так назыв., контрразведкой.
Учитывая, что во всякой войне приходится иметь дело с неприятельским шпионажем,
при нашей красной армии создан аппарат для этой борьбы. Но создали его по подобию
и образу прежнего аппарата. Аппаратом, которому поручено охранять нашу армию
от измены и предательства, стали управлять люди из того класса, против которого
мы ведем нашу войну. Другими словами, мы поручили охрану наших военных тайн
нашему противнику.
Мне приходилось знакомиться с этим контролем на двух фронтах – восточном и южном, и вышесказанное берусь подтверждать фактами и документальными данными, имеющимися у меня на руках.
Вот некоторые из них:
Во главе Военконтроля (или контрразведки, как тогда называли) восточного фронта к падению Казани и Симбирска стоял Фаерман. Это тот же Фаерман, который еще в первые месяцы существования Советской власти при Революционном Военном Комитете в Петрограде был посажен
в тюрьму за взяточничество и расхищение народного достояния. Организованный им военконтроль кишел подозрительными элементами и несмотря
на то, что тратил миллионы (до 930 тыс. рублей в месяц), не только не принес пользы, но причинил громаднейший вред нашей армии в Приволжье. Его ставленники, Велико, Дугины и др. работали на
стороне врага, что подтвердилось потом при захвате Казани чехословаками, когда они выдавили наших сотрудников.
В отделе Южфронта сидели до 230 бездельников, большинство из офицерского состава. Недаром многие из пересылаемых нами в Украину коммунистов сразу были изловлены на границе и расстреляны, а все остальные арестованы и ни один не достиг цели.
Теперь, благодаря ревизионной комиссии и новому заведующему т. Бруно, этот штаб разогнан и переарестован, а на место них насажены свои надежные люди.
Воронежский отдел военконтроля был составлен сплошь из офицеров. В Курском, благодаря неопытности и тупости председателя, затесались тоже типы
с незавидным прошлым, как-то: Змеев, работавший 20 лет по уголовному сыску; Сосинцкий, бывший нотариус; Блукет, сын директора гимназии, разбирающий по своей буржуазной совести дела и не выносящий ни одного карающего приговора.
Теперь занялись чисткой этого аппарата и окончательной его перестройкой на
фронтах.
Но это одно не излечит этой язвы: на восточном фронте вот уже третий раз пытаются создать надежный аппарат, но что-то не удается. Это все
из-за непоследовательности в действиях из-за слабости к специалистам. И это нас губит. Специалисты нужны, но не везде их можно пускать. А в Военконтроль – уже подавно нет. Военные тайны мы можем доверять только старым партийным товарищам, чистку от ненадежных элементов тоже только им.
Это первое и главное.
Но это еще не все.
Пора приступить к упразднению лишних аппаратов, которые сейчас насаждаются.
Необходимо упразднить все тыловые отделы военконтроля, ибо это параллельные
ЧРезвычайкомам аппараты, только в худшем издании. Чрезвычайные Комиссии уже
давно ведут ту работу, для исполнения которой сейчас строятся тыловые отделы
военконтроля и лучше их неопытные вновь назначаемые товарищи ее не поведут.
Благодаря теперешнему положению о военконтроле, через вводимых консультантов (специалистов) вводится враждебный нам элемент и нами же самими насаждается у нас неприятельская разведка. Это так, и это наша слабость. Я напомню случай, когда во главе разведки нашей выдвигался человек, которого неприятель считает за своего и к которому посылают подручных с предложениями, а он, как бы следовало при нормальном порядке вещей, его не задерживает, а отсылает «с Богом».
Одному мы можем быть рады: Реввоенсовет республики, наконец, решил приступить к радикальной чистке и создал комиссию по ревизии и реорганизации. Жаль только, что права этой комиссии ограничены фронтами и на тыл не распространяются.
Но в тылу давно бы следовало упразднить Военконтроль совсем, предоставляя работать военным отделам Чрезвычайных Комиссий. Этот вопрос необходимо поставить в порядке дня Реввоенсовета
Республики, чтобы избавить нас, наконец, от этой разъедающей армию язвы. А в своих рассуждениях необходимо исходить из того положения, что борьба со шпионажем в армии – это часть общего целого, часть работы по борьбе с контрреволюцией, борьбе, которая возложена на единый аппарат ВЧК.
Лацис
Одновременно была подана членом ревизионной Комиссии Лацисом с л е д у ю щ а я д о к л а д н а я з а п и с к а о реорганизации военконтроля.
Наш военный контроль почти на целых два года революции отстал от жизни. Его аппарат построен по образцу прежнего Военконтроля царской армии, и его положения – осколок от положений тогдашней
контрразведки. Взгляните только на Положение о нашем Военконтроле и это вам станет ясным.
Наш Военконтроль ставит своей задачей борьбу с неприятельским шпионажем и отмахивается от всего прочего. Разделение труда должно быть. Против этого нечего и спорить. Но это разделение должно соответствовать действительности.
И вот этого-то тут и нет. Сейчас уже немыслимо отделить неприятельскую разведку, шпионаж от общего контрреволюционного клубка. Теперь в большинстве случаев наш же командный состав передает необходимые неприятелю сведения,
и он же подготовляет внутренний
взрыв Советской власти.
Благодаря новому характеру войны, войны гражданской, явилась новая, более
широкая необходимость в надзоре за всею вооруженной массой, в которой с целью внутреннего взрыва затесались явно контрреволюционные
элементы. Но эта работа есть часть огромного целого, которое находится в руках Всероссийской
Чрезвычайной Комиссии, ведущей борьбу со всеми контрреволюционными проявлениями.
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия – это центральный орган, который руководит всею борьбой с контрреволюцией. Эта работа должна быть централизована, только при этом условии гарантирован успех.
За ВЧК числится целый год боевого опыта. Ее аппарат успел приспособиться к борьбе. У нее и нужно занять аппарат для борьбы с контрреволюцией в армии, или, вернее – эта работа должна стать одним из важнейших функций ВЧК.
Да, это уже называется самой жизнью.
Повсюду в армии рядом с военконтролем стали создаваться Чрезвычайные Комиссии. Это потому, что Военконтроль не отвечал новым заданиям. Составленный
в своем большинстве из военных специалистов и малонадежных непартийных работников, он превратился
в банду шулеров и изменников. И сколько раз уже напрасно старались его возродить, исправить. Надо начать с другого. Надо передать эту работу надзора за армией в руки того аппарата, который для этого приспособлен, и отдать в руки ВЧК.
Для этого при ВЧК организуется военный отдел, охватывающий всю нашу армию.
П р и м е ч а н и е . При всех фронтах строятся отделы по примеру восточного фронта.
Но так как этот отдел, заслоняющий собой Военконтроль, обслуживает, главным образом, армию, то необходимо установить ответственность перед Реввоенсоветом Республики. Для этого заведующий военным отделом ВЧК вводится в Реввоенсовет Республики, или наоборот; заведующим назначается один из членов Реввоенсовета.
Проекты положений об этом отделе при сем прилагаются. Начатая работа по чистке военконтроля одна не приведет к желательным результатам.
Теперешние отделы военконтроля мертвы, потому что у них нет дела. За них работают Чрезвычайные Комиссии.
Передать работу Чрезвычайных Комиссий отделам военконтроля – это значит
передать Военконтроль в Чрезвычайные Комиссии, т.е. устроить слияние этих органов, что сейчас и делается. Новый аппарат по сути своей работы есть не что иное, как Чрезвычайком, с одной лишней функцией, одним лишним отделом – разведка в тылу неприятеля, то есть обслуживание оперативного отдела.
Но после этого необходимо пойти дальше и пересмотреть и центральный аппарат военконтроля. Сделав это, мы получим не что иное, как военный отдел Чрезвычайной Комиссии. По своей работе он должен быть подчинен ВЧК и Реввоенсовету Республики. Получается как раз то, что уже было начертано. Здесь получается непосредственное подчинение оперативному отделу, Реввоенсовету, и поэтому введение заведующего военным отделом ВЧК как будто лишне. Но если учесть те важные функции, которые на нем лежат, то введение заведующего военным отделом все-таки необходимо.
В армии сейчас происходит слияние Военконтроля и Чрезвычкомов. Но в тылу все пока остается по-старому. Там отделы военконтроля продолжают насаждать и тратить миллионы денег и тысячи работников на параллельную работу Чрезвычайкомов. Если в действующей армии было признано необходимым слияние упомянутых органов, то тем паче это необходимо сделать в тылу, где эту работу несут уже давно Чрезвычайкомы.
Я резюмирую:
- Необходимо продолжать слияние армейских Чрезвычайкомов с военконтрольными отделами и действующей армии, приспособляющей аппарат для той и другой работы.
- Ту же операцию необходимо сделать с тыловыми отделами военконтроля, просто
переделав или сливая их с местными Чрезвычайкомами.
- Необходимо перестроить Центральный аппарат военконтроля, сделав его военным
отделом ВЧК.
- Военный отдел строится по схеме и по положениям при сем прилагаемым.
Член Комиссии по развитию и реорганизации военконтроля
и Армейских Чрезвычайкомов:
Л а ц и с - С у д р а б с
* * *
Первое же ознакомление с работой на местах заставило Комиссию приступить к коренной реорганизации Военконтроля. С этой целью были составлены нижеследующие положения, одобренные тов. Троцким, но не получившие еще официального утверждения.
Общее положение о Чрезвычайных Комиссиях в действующей армии
§ 1
Взамен ныне существующему Военному контролю при Политотделах всех фронтов и армий учреждаются Чрезвычайные Комиссии по борьбе с контрреволюцией и шпионажем.
§ 2
Чрезвычайные Комиссии работают под контролем политических комиссаров фронтов и армий.
§ 3
В своей работе Чрезвычайные Комиссии руководятся указаниями Реввоенсовета Республики и Всероссийской Чрезвычайной Комиссии.
§ 4
Задача Центральной Комиссии заключается:
- в очищении командного состава, штабов и всех красноармейских частей от
контрреволюционных элементов;
- в борьбе с неприятельским шпионажем;
- в разведке в тылу неприятеля.
§ 5
Сотрудники Чрезвычайных Комиссий допускаются только коммунисты.
§ 6
Председатель фронтовой Чрезвычайной Комиссии утверждается Реввоенсоветом Республики и ВЧК, председатель Армейской Чрезвычайной Комиссии утверждается фронтовой Чрезвычайной Комиссией.
§ 7
Чрезвычайные Комиссии строятся по положениям, при сем прилагаемым.
Положение о фронтовых Чрезвычайных Комиссиях
§ 1
Фронтовая Чрезвычайная Комиссия составляется из председателя, заведующих отделами и секретаря.
§ 2
Чрезвычайная Комиссия фронта руководит и объединяет работу всех Армейских Чрезвычайных Комиссий.
§ 3
Для надзора за штабом фронта создается при фронтовой Чрезвычайной Комиссии местный отдел на одинаковых правах с Армейской Чрезвычайной Комиссией.
§ 4
Фронтовая Чрезвычайная Комиссия распадается на организационноинструкторский, административный, следственный и секретный отделы.
Положение об Армейских Чрезвычайных Комиссиях
§ 1
Армейская Чрезвычайная Комиссия составляется из председателя, заведующих отделами и секретаря.
§ 2
Армейские Чрезвычайные Комиссии:
- Руководят работой контрольных пунктов;
- Надзирают за Армейским штабом;
- Производят следствие и
- Приводят в исполнение приговоры.
§ 3
Надзор за штабом приравнивается к контрольному пункту.
§ 4
Армейская Чрезвычайная Комиссия распадается на отделы:
- по борьбе с контрреволюцией и
- разведывательный отдел по борьбе с контрреволюцией, который распадается на следующие отделения: секретное, разведки, оперативное и следственное.
* * *
На основе этих положений вышеупомянутая комиссия успела реорганизовать Воронежский, Курский отделы Военконтроля и частично Военконтроль Южфронта.
Эта работа показала, что необходима крупная ломка и основная реорганизация Военконтроля, почему и было приступлено к выработке основного положения о слиянии Военконтроля и фронтовых и армейских Чрезвычайных Комиссий в один орган.
13-го декабря в Серпухове с представителем Реввоенсовета Араловым и представителем ВЧК Кедровым и Лацисом было достигнуто соглашение на вышеизложенном положении и принята следующая схема (с черновыми поправками тов. Аралова).
Но эта схема потом еще подвергалась изменению, сохранив основной принцип – слияние
всех органов борьбы с контрреволюцией и шпионажем на фронте в один орган, назыв. Особым отделом, входящим в организационную структуру ВЧК, но работающим и по заданиям Реввоенсовета Республики.
По соглашению Реввоенсовета Республики, Начальником Особого Отдела был назначен тов. Кедров, и с 1-го января 1919 года Особый Отдел, заменив собой и Военконтроль, и Военотдел ВЧК, приступил к работе. По вступлении в исполнение обязанностей т. Кедровым был издан следующий приказ:
Петроград, Дворцовая, 6. Начотвокон Военкопет ПОЗЕРНУ, Орел начотвокон Разсудовскому, Военком Орловского округа, Минск Начотвокон Военком Западной Области, ИвановоВознесенск Начотвокон; Военком Ярославского Округа, Москва, товарищу Литвинову, товарищу Муралову, Ярославль Предреввоенсовет Северного, Козлов Предреввоенсовет Южного, Арзамас Предреввоенсовет Восточного, Минск Предреввоенсовет Западного, Москва Президиум ВЧК Всем Губ. ЧК и
ГУБВОЕНКОМАМ.
Постановление реввоенсовета и ВЧК дело борьбы со шпионажем и с контрреволюцией объединяется во вновь организованном особом отделе, в состав которого вошли Отвоенком Реввоенсовета и Военный отдел ВЧК. На основе означенного постановления Особый отдел предписывает:
ПЕРВОЕ. Немедленно приступить к слиянию как на фронте, так и в Округах и губерниях Военного Контроля и военотделов местных ЧК и организации Особых отделов фронтов и армий, военокругов и губерний. Фронтовые и армейские отделы предназначаются для борьбы с контрреволюцией и шпионажем в частях и учреждениях, действующих на фронте, Окружные и губернские для той же (цели) работы в тылу.
ВТОРОЕ. В пунктах расположения фронтовых и армейских Особотделов, Губернских особотделов временно не организовывать.
ТРЕТЬЕ. Военную цензуру и военную агентуру разведки выделить самостоятельно с подчинением Регистрационному Управлению Реввоенсовета.
ЧЕТВЕРТОЕ. На должность Начальников Особотделов фронтов и армий временно назначаются нынешние Начотвокон фронтов и армий, которые и являются руководителями организаций на фронте.
ПЯТОЕ. Начособотделов Военокругов и губерний должны быть избраны по соглашению между Чрезвычкомом и Комитетом партии коммунистов и утверждены в должности Особотделами республики. Избранные, не ожидая утверждения, вступают в исполнение должности.
ШЕСТОЕ. Начособотделов состоят в то же время полноправными членами и ЧК.
СЕДЬМОЕ. Представителем Особотделов в уездных городах и иных важных пунктах является один из членов местной ЧК, по назначению Губособотдела. В особо важных пунктах могут быть Особотделы подчинены Губособотделам, но каждый раз на то по разрешению из центра.
ВОСЬМОЕ. Особотделы армий подчинены Особотделам фронтов.
ДЕВЯТОЕ. Особые отделы губерний подчиняются Окружным Особотделам.
ДЕСЯТОЕ. Военные комиссары округов и губерний контролируют исполнение военных заданий Особотделами Округов и губерний по принадлежности.
ОДИННАДЦАТОЕ. При организации должны быть использованы лучшие силы коммунистов и сотрудники Военотделов. Военконтроля с особой важностью привлекают непартийных.
ДВЕНАДЦАТОЕ. Временно принять к руководству схему организаций, которая была принята для Военконтроля, выделив Военцензуру, возможно сократив Общие отделения частей и развив активные разделения и части. При Особотделах самостоятельной следственной части не создавать, передавая все дела в следственные части ЧК после производства предварительного опроса. Опрос задержанных возложить на Начактивотделений и их помощников. На фронтах производство следствий передается Реввоентрибуналам.
ТРИНАДЦАТОЕ. Аресты, обыски и выемки производятся как по ордерам следственной части ЧК, так и по ордерам Начособотделов. При этом каждый раз составлять мотивированное постановление. Отступление в экстренных случаях. При арестах военнослужащих и советских работников руководствоваться существующими приказами.
ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ. Общее руководство организации Особотделов Приволжского и Приуральского округов возлагается на Начособотдела Восточного фронта товарища ЛАЗАРЕВА.
ПЯТНАДЦАТОЕ. Объединение должно вестись усиленно и закончится не позже 15 января, о чем довести по телеграфу и письменно дополнительно.
ШЕСТНАДЦАТОЕ. В пограничных железнодорожных и шоссейных пунктах организовать пропускные пункты Особотделов, возложив на них обязанность по досмотру лиц, документов и предметов, следующих через границу или демаркационную линию.
СЕМНАДЦАТОЕ. Настоящий приказ публикации не подлежит.
ВОСЕМНАДЦАТОЕ. О получении телеграммы уведомить Особотдел Республики. Москва, Малый Знаменский, три.
Января 1919 г. Начособотдела К Е Д Р О В Первое положение об Особом Отделе было утверждено ВЦИК только в апреле 1919 г. до этого времени Особый Отдел работал по
приведенной схеме.
Таким образом, к началу 1919 года ВЧК создан уже громадный и сложный аппарат, охватывающий всю территорию РСФСР, ведущий борьбу с контрреволюцией и прочим, как среди гражданского населения, так и в армии и флоте.
Продолжение следует.