Сегодня
сентября,
вторник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Инцидент с ландо президента Теодора Рузвельта 3 сентября 1902 года

Портфель редактора за 2015 год

Около десяти утра  Президент, его секретарь Джордж Кортелью (J.Cortelyou), губернатор Кран вырвались из толпы на Южной улице и в составе кортежа из трех или четырех конных повозок направились в Lenox, где в отеле в  шести милях от города  также планировалась очередная встреча и  речи.

Четырьмя белыми лошадьми ландо управлял кучер  губернатора Дэвид Пратт. Рядом с ним на возвышении сидел  193 см  роста и около 120 килограммов веса  агент Секретной службы шотландец Уильям Крейг по прозвищу "Большой Билл".

...поскольку дорога поворачивала и тут же спускалась вниз, она проходила на уровне с деревьями, то Евклид Мэдден не мог видеть президентскую карету  пока она не вышла почти прямо на него. Пассажиры кареты также не могли видеть трамвай, а только услышали отчаянный звон колокола, которым  Мэдден пытался предупредить их об опасности  в последнюю минуту. Это было как раз в  10:15 утра.

Шалости пера или подтасовка?

Портфель редактора за 2014 год

Возвращение отвергнутого имени одного человека [речь идет о Л.Берии - прим. ред.] недопустимо за счёт унижения достоинства других людей, в том числе моего отца Якова Березина, служившего в Московской ЧК в 1918–1920 годах. Он был секретарём МЧК, фактическим заместителем её председателя Феликса Дзержинского, совмещавшего эти обязанности с должностью председателя ВЧК. В 1921 году Березин был назначен помощником, фактическим заместителем управляющего делами ВЧК и сотрудником для выполнения особых поручений при председателе ВЧК. Он должен был руководить арестом Берии в декабре 1921 года.

Алиев — кто он?

Выпуск 3, 2006 год

Прошли, многими забыты, а другим просто неведомы времена, когда под красными полотнищами, транспарантами и портретами членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС искренне воодушевленные граждане Великого Советского Союза шли колоннами на демонстрациях 1 Мая, 9 Мая, 7 Ноября. Все кануло в Лету. И, возвращаясь памятью в те времена, пытаешься вспомнить светлые имена, внесшие в становление общества и государства вклад и не бросившие свой народ на произвол судьбы, положившие весь свой политический и жизненный опыт на созидание и благо людей.

Звезда по имени Мата Хари

Портфель редактора за 2011 год

7 августа 1876 года в семье владельца шляпного магазина Адама Зелле родилась дочь, которую назвали Маргарет Гертрудой. Когда Маргарет Гертруда подросла, ее отправили в самую лучшую частную школу, где учились отпрыски местной знати. Чтобы как-то выделиться среди ровесников, Маргарет начинает придумывать различные истории (именно тогда почтенный Адам впервые примеряет костюм японского принца, а его супруга Антц ван дер Мелен становится баронессой).Маргарет Гертруда, без сомнения, представляла собой интересный случай для... психоаналитика - фантазии и реальность в ее историях так тесно переплетались, что почти невозможно было отделить одно от другого. Родители уже не в состоянии с ней справиться - они отправляют ее в Гаагу под присмотр дяди, известного своей строгостью.

Миф о «голодоморе» — изобретение манипуляторов сознанием

Выпуск 4, 2006 год

Миф о «голодоморе» - составная часть «гарвардского спецпроекта», созданного для информационно-психологических диверсий еще против Советского Союза, а затем и России. В нем четко просматривается направленность - разжигание националистических страстей, и прежде всего, вражды и ненависти к России и русскому народу. Творцом «гарвардского спецпроекта» был и ныне остается один «из умнейших и коварнейших врагов нашей страны» Збигнев Бжезинский.

Вышел в свет очередной, 10-й выпуск альманаха "Лубянка"

Выпуск 10, 2009 год

Издательством ЭКСМО недавно выпущена новая книга Олега Максимовича Хлобустова «Неизвестный Андропов». В книге, автором которой является бывший сотрудник советских органов государственной безопасности, основанной на только что рассекреченных архивных материалах, отражен подлинный масштаб личности Юрия Владимировича Андропова, колоссальный
объем работы, проделанной этим выдающимся человеком, его неоценимая роль в отечественной истории.


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

«Я написал Сталину, что знаю секрет водородной бомбы»


На днях Украина простилась с Олегом Лаврентьевым – физиком-ядерщиком, одним из «отцов» водородной бомбы

Полвека он работал в Украинском физико-техническом институте в Харькове. С 1950-х до начала 2000-х его дело хранилось в архиве президента России под грифом «совершенно секретно». Почему так получилось – ему до конца жизни было трудно понять. Об этом Олег Александрович рассказал «Газете…» в своем последнем интервью, незадолго до смерти…

«Москва. Кремль. Товарищу Сталину»

В январе 1950-го президент США Трумен призвал американских ученых быстрее закончить разработку водородной бомбы. В советских газетах это назвали «атомным шантажом». Олег Лаврентьев, тогда 23-летний сержант, служивший радистом на Сахалине, написал Сталину: «Я знаю секрет водородной бомбы».

– Несколько лет это обдумывал. А когда выступил Трумен, испугался, что Америка обгонит Союз, – объяснял он потом.

Вскоре из Южно-Сахалинского обкома приехал полковник:

– Его прислали проверить мою психику. Потом меня на две недели посадили в охраняемую комнату, писать предложения по водородной бомбе. Работу отправили в Москву, черновик сожгли. Через месяц я успешно сдал экзамены в МГУ, надеялся, что со мной свяжутся Так и получилось… – вспоминал Олег Александрович.

Смотрины у Берии

После службы в армии Олег Александрович поступил в МГУ

После службы в армии Олег Александрович поступил в МГУ

В январе 1951-го в общежитие на Стромынку позвонили из Кремля. Олега разыскивал Василий Махнев, министр электроприборостроения, как тогда называлось «атомное» министерство.

– Было около 9 вечера, он сказал, приезжать срочно, к Спасским воротам. Там меня ждал какой-то человек, позже оказалось – Андрей Сахаров.

Махнев повел молодых людей в кабинет председателя спецкомитета Лаврентия Берии.

– Огромный кабинет, длинный стол… Берия подошел, пожал руки, предложил садиться. Я ждал, когда меня спросят о бомбе. Но Берия меня огорошил: «У вас зубы болят?» – «Нет». – «А почему щека распухла?»… Потом были вопросы о родителях, о жизни. О науке ни слова.

Махнев вышел сияющий: – Берии мы понравились. заверял, что скоро все изменится.

Звал поужинать в Кремле, но я отказался, не зная, что буфет там бесплатный. От предложения подвезти домой мы с Сахаровым тоже отказались, пошли пешком,говорили о сотрудничестве…

Через несколько дней по поручению Берии студенту назначили встречу в Главном управлении ведущие атомщики Союза – Игорь Курчатов, Николай Павлов, Борис Ванников.

– Курчатов предложил закончить МГУ досрочно и включаться в работу над бомбой. Конечно, я согласился, – вспоминал Олег Александрович.

Секретный физик

Вскоре после «смотрин» у Берии Лаврентьев переехал в отдельную комнату с мебелью, на набережной Горького. Туда ему из библиотеки привозили книги. Назначили повышенную стипендию и индивидуальных преподавателей по физике, математике, английскому. Но главное – дали пропуск в секретную лабораторию, где работали ядерщики:

– Однокурссники ничего не знали. Однажды на лекции преподаватель сказал, что водородная бомба – это когда в землю заливают жидкий водород. В ответ на мою усмешку соседка по парте спросила: «А ты знаешь, как сделать бомбу?». Пришлось промолчать.

23-летний сержант Лаврентьев служил радистом на Сахалине и высылал Сталину чертежи водородной бомбы

23-летний сержант Лаврентьев служил радистом на Сахалине и высылал Сталину чертежи водородной бомбы

В лаборатории ученые воспринимали парня как протеже Берии.

– Когда совещались, меня просили погулять. Однажды при мне сказали, что им не завезли конденсаторы. На следующий день конденсаторы доставили, и они решили, что я постарался. Но это было совпадение! А когда набирали группу ядерщиков, которые поехали в Арзамас работать над бомбой, меня не взяли под глупым предлогом – мол, я был в оккупации. Было так обидно! – признавался Лаврентьев.

«Слойку» подбросили американцы

Группа советских ученых под руководством Игоря Тамма, работавшая над стратегическим оружием с 1948 года, делала упор на конструкции бомбы-слойки, предложенной Сахаровым. Ее испытали в августе 1953-го в Семипалатинске. Но бомбу величиной с дом бросить с самолета было невозможно.

– Схему «слойки» Сахаров нашел в американском журнале. Статью по заданию спецслужб написал Эдвард Теллер (создатель американских атомной и водородной бомб. – Авт.). Американцы считали «слойку» бесперспективной, хотели, чтобы русские уцепились за нее. Тем временем Америка ушла бы далеко вперед. Так и получилось. Они сделали транспортабельную мощную бомбу и взорвали ее в 1954-м.

Конструкция бомбы, описанная Лаврентьевым в 1950-м, принципиально отличалась от «слойки». Он предложил использовать литий-6 – вещество, которое применили в своей бомбе американцы, а потом и СССР.

– Это было проще, компактнее и дешевле. Если бы ко мне прислушались, СССР, возможно, опередил бы американцев! Но я был студент, а светилы боялись уронить авторитет, возможно, не хотели конкуренции, – считал Олег Александрович.

«Ваш покровитель умер»

После расстрела Берии в декабре 1953-го Лаврентьева лишили повышенной стипендии и пропуска в лабораторию.

– Декан объяснил: «Ваш покровитель умер»… Распределение в Институт атомной энергии после МГУ я тоже не получил. Места, которое держал для меня Курчатов, там уже не было.

Референт Хрущева предложил Лаврентьеву место в Харьковском физико-техническом институте (сегодня – УФТИ), где открывался отдел плазменных исследований.

– Мне хотелось заниматься управляемым термоядерным синтезом. Вот и поехал, – говорил Лаврентьев.

В 2001-м, когда рассекретили архивы президента России, Олег Александрович узнал, что там было и его дело – под грифом «совершенно секретно». В том числе и сахалинская работа, с пометками рецензента Сахарова.

– Он не писал, что мои предложения ошибочны, но и не признавал их правильность. Когда я спрашивал – уходил от ответа.

Разработки Олега Лаврентьева рецензировал Сахаров

Разработки Олега Лаврентьева рецензировал Сахаров

Разработки Олега Лаврентьева рецензировал Сахаров

Физик показывал свою переписку с Сахаровым: в 1973-м харьковчанин пытался доказать свое право на открытие, и просил у Сахарова справку – о существовании сахалинской работы.

– Заверить эту справку он не мог целый год! Потом говорил – из-за рассеянности... – говорил Олег Александрович.

Он ушел на 85-м году. О том, что его жизнь могла сложиться по-другому, старался не думать.

– Жалеть о прошлом – это пустое. Главное, что я занимался тем, что мне интересно., – делился Олег Лаврентьев.

Автор: Наталья ГОНЧАРОВА. Фото из архива Олега Лаврентьева

Источник: Газета по-киевски

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика