Avro York “Ascalon” серийный номер LV633 - спецсамолет Уинстона Черчилля
Для Лубянки. В.Н.Николаев
В июле 1942 года совершил свой первый полет специальный, транспортный самолет дальнего действия - Avro York, созданный компанией "A.V. Roe" (главный конструктор - Рой Чедвик) по заказу английского министерства авиации.
Avro York был транспортной версией самого удачного английского тяжелого бомбардировщика «Ланкастер». В его конструкции использовались: квадратный фюзеляж «Ланкастера», ланкастерские крылья, шасси и компоненты хвоста, электростанции и др. Внешне Avro York во многом напоминал своего боевого прототипа, но имел не двух-, а трехкилевое оперение. При этом средний киль был без подвижных частей. Дальность полетов - 2 700 миль.
"Свободная" цена нового Avro York в 1943 году составляла £96 000 - приблизительно £2,1 миллиона в сегодняшних деньгах.
Avro York “Ascalon” серийный номер LV633 - спецсамолет Уинстона Черчилля
Это был универсальный самолет. Третий опытный образец Avro York, серийный номер LV633, названный Ascalon, был изготовлен на заказ как личный транспорт и летающий конференц-зал для премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.
Этим самолетом пользовался также Король Георг VI и другие высокопоставленные чиновники Великобритании.
Он был построен вместо неудобного американского бомбардировщика – «Либерейтора».
Уинстон Черчилль в Сев.Африке-Триполи(Ливия) на фоне «Ascalon»
«Либерейтор» MkII—вариант тяжелых бомбардировщиков, строившихся в США для Великобритании. По пожеланию заказчиков на них были установлены протестированные топливные баки, усилено бронирование, изменены форма носовой части фюзеляжа и вооружение, состоявшее теперь из 11 пулеметов калибра 7,7 мм (восемь из них было установлено в двух башенках фирмы «Boulton&Paul» — надфюзеляжной и хвостовой). Дальность полета - 4600 км.
Первый «Либерейтор» MkII. прибывший в Великобританию - самолет с индексом AL-504 "Коммандо" был переоборудован для перевозки VIP-пассажиров и стал персональной машиной Уинстона Черчилля. Именно на нем Черчилль в первый раз прилетал в Москву.
«Ascalon» в Африке
Премьер-министр, лично разрабатывавший требования к самолету и участвовавший в планировании роскошного интерьера «Ascalon»а , называл его “летающей яхтой”. Специально для Черчилля было сконструировано удобное место для сна.
Сделанный из алюминиевого сплава он, чтобы уменьшить клаустрофобию пассажиров, имел восемь плексигласовых окон. В отличие от других у самолетов этой серии окна были квадратными вместо обычных круглых.
На борту были внутренние телефоны, небольшая библиотека.
«Ascalon» был оснащен специальным герметичным "яйцом", чтобы VIP пассажирам не надо было пользоваться кислородными масками на больших высотах. Учитывая пристрастие премьер-министра к курению сигар, для этого были предусмотрены оборудованные пепельницами места со специальной вытяжкой. Был также предусмотрен солидный запас выпивки в специальных термосах.
Название «Ascalon» – легендарное копье, которым Святой Георгий Победоносец поверг дракона, было дано самолету лично У.Черчиллем.
Такие самолеты входили в состав 24-й эскадрильи Королевских воздушных сил, которая обслуживала главных военных и политических деятелей Великобритании.
Во время войны «Ascalon» в сопровождении истребителей Спитфайер совершал дальние полеты в Северную Африку(Триполи, Ливия), Иран, Гибралтар и Тунис, на Тегеранскую и Ялтинскую конференции, в Москву.
Экипаж Avro York “Ascalon”
В сентябре 2010 году вышла книга коммодора авиации Джон Митчелла: «Штурман Уинстона Черчилля».
У Джона Митчелла была замечательная карьера. Офицер запаса он добровольно вступил в ВВС Великобритании. Его послали в США, где он участвовал в создании и развитии первых навигационных учебных тренажеров.
12 сентября 2010 г.
Коммодор авиации Джон Митчелл с художником авиации Филиппом Вестом демонстрируют изображение самолета У. Черчилля «Аscalon» на пути в Алжир в мае 1943 года
Возвратившись в Великобританию в 1942 году, он отобран в экипаж персонального самолета Уинстона Черчилля Avro York “Ascalon” серийный номер LV633. В течение двух лет он в качестве штурмана сопровождал У. Черчилля в полетах на конференции во всем мире - от Северной Африки до Италии, Ближнего Востока, включая известные Тегеранскую и Ялтинскую конференции. После войны как военно-воздушный атташе работал в Москве.