Сегодня
мая,
понедельник
 
В этот день »»
Ближайшие
памятные даты »»
Приближаются праздники »»
Новости  Архив  Портфель  Авторы  Редакция  Подписка  Где купить  Обсуждение  Коллекции  Галерея памяти  Жизнь Клуба  
главная » Архив номеров » Публикация на сайте

Читайте в Архиве:

Музей Пограничной службы ФСБ России

Выпуск 6, 2007 год

Музей пограничной службы России основан 8 (21) февраля 1914 г. при штабе Отдельного корпуса пограничной стражи в Санкт-Петербурге. Инициатор его создания – командир корпуса генерал от инфантерии Н.А. Пыхачев. В его приказе об открытии музея говорилось: «При объезде границ приходилось видеть... много предметов, представляющих большой интерес для чинов вверенного мне корпуса, для которых дороги воспоминания о постепенном образовании и развитии нашего родного корпуса, а равно наглядно рисующих жизнь и прохождение службы офицера и нижнего чина на всех границах нашего необъятного Отечества. Ныне, благодаря отзывчивости многих лиц, ...музей создан и открыт для осмотра желающим».

Самарский щит

Портфель редактора за 2008 год

Книга посвящена 90-летию Управления ФСБ по Самарской области и рассказывает об историческом пути самарских чекистов, начиная с первых исторических упоминаний о Самарском крае и до сегодняшнего дня. В книге представлены уникальные материалы работы Самарской ГубЧК-УФСБ, документы и фотографии. В литературной форме излагаются основные этапы славной истории самарских контрразведчиков. Книга будет интересна широкому кругу читателей.

Из первых уст (зачем и почему я пытался застрелить Горбачева)

Портфель редактора за 2012 год

7 ноября 1990 г. в Москве на Красной площади во время праздничной демонстрации я пытался застрелить Ге­нерального секретаря Центрального комитета Коммунисти­ческой партии Советского Союза (ЦК КПСС) М.С. Горба­чева и члена ЦК КПСС А.И. Лукьянова. Я пытался их заст­релить по следующим причинам (то есть я пытался ото­мстить Горбачеву и Лукьянову по следующим причинам).

Теодор Рузвельт летает на аэроплане братьев Райт

Портфель редактора за 2011 год

11 октября 1910 года американский пилот Арч Хоксси (Arch Hoxey,  исполнитель первого в истории ночного полета) поднял в воздух экс-президента США Теодора Рузвельта.

О Воронежских Кремлевцах

Портфель редактора за 2017 год

Начиная с момента создания 8 апреля 1936 года, славный город Воронеж регулярно поставляет на срочную службу в Кремлёвский полк своих лучших сынов. И после окончания службы, ветераны-Кремлёвцы на свои профессиональные праздники традиционно собирались разрозненными группами. Но в 2013 году узкая группа энтузиастов инициировала идею об объединении Кремлёвцев разных поколений в одно единое целое.

Об участии эстонского легиона СС в военных преступлениях

Портфель редактора за 2011 год

С начала 30-х годов XX-го века в Эстонии стало быстро расти влияние фашистского движения вапсов, которое первоначально было основано как союз ветеранов Освободительной войны 1918 - 1920 гг. (образцом для вапсов было финское фашистское движение лапуасов). Вапсы выступали за ликвидацию всех политических, экономических и культурных прав нацменьшинств и ориентировались на нацистскую Германию. В октябре 1933 г. предложенный вапсами проект новой авторитарной конституции Эстонии получил на референдуме 56 % голосов. Движение одержало победу и на муниципальных выборах в январе 1934 г. (в Таллине за вапсов проголосовало 52 % избирателей).


Тема Великой Отечественной войны и Победы советского народа в этой исторической эпопее не оставляет равнодушным ни одного цивилизованного человека.

Почтовые марки разных стран - яркий тому пример.

В разделе "На заметку коллекционеру" мы расскажем о наиболее интересных экземплярах филателистического мира.

В Клубе ветеранов госбезопасности создано юридическое бюро для оказания помощи и представительства в правоохранительных органах и судах.

Юридическое бюро


Locations of visitors to this page

Безопасность мореплавания императорских яхт и художник А.П.Боголюбов

18 декабря 2011; портфель за 2011 год; без рубрики

В.Н.Николаев

В середине 50-х годов теперь уже позапрошлого столетия все чаще местом отдыха императорской семьи становилась Финляндия.

Не последнее место в этом сыграло появление кораблей, движимых паром. Они стали свободно маневрировать в сложных и опасных фарватерах финских шхер, где не могли проходить парусные корабли.

Безопасность мореплавания императорских судов вдоль северного побережья Финского залива с его многочисленными островами требовали  от командиров не только большого искусства, но и серьезной подготовительной работы.

Тем не менее, периодически имели с императорскими яхтами и обеспечивавшими  безопасность их мореплавания кораблей происходили чрезвычайные происшествия и аварии.

06 сентября 1875 года во время одного из походов на рифах у входа в Бьерке-Зунд потерпела аварию приписанная к Морскому гвардейскому экипажу императорская яхта «Королева Виктория», но была отремонтирована.

 6 июля  1887 году в районе Барёсунда императорская флотилия попадает в сильный шторм. Миноносец «Лейтенант Аллью»(?) и парусная яхта «Марево» потеряли якоря и были спасены лоцманскими судами, которые не дали ветру и волнам выбросить корабли на берег. Корабли получили лишь небольшие повреждения.

 03 июля 1893 года проходя мимо лоцманского пункта Донё недалеко от Гета (северная часть Аландских островов), села на мель  императорская яхта «Царевна» К счастью, никаких повреждений яхта не получила. Дно было мягкое, илистое. Она была снята с мели лоцманскими кораблями.

Через несколько дней, на обратном пути, двигаясь под полным паром, «Царевна» получили серьезные повреждения, зацепившись за мель. При этом руль и винт яхты вышли из строя. Корпус не был поврежден и пассажиры спокойно перешли на палубу таможенного корабля, который доставил их в Койвисто. Выяснилось, что  капитан яхты не послушался предостережений финского лоцмана Матти Ниемеля и отказался совершить необходимый маневр.

 Днем 29 августа 1907 г. «Штандарт» во время плавания царской семьи в финских шхерах на траверзе острова Граншер на скорости в 14-ть узлов напоролся на не обозначенный на карте узкий и острый камень. Повреждения: треснул форштевень,яхта получила две пробоины в днище,были частично затоплены две носовые кочегарки и принято 1000-1200 т воды. Царские помещения не пострадали.

 

Командовал «Штандартом» флигель-адъютант капитан 1 ранга И.И. Чагин. Штурманом был подполковник И.И. Конюшков, а лоцманом – Иоганн  Блумквист. Судом все виновные в аварии лица были оправданы.

Существовала версия, что посадка на камень яхты с царской семьей была преднамеренной.

Работы по снятию «Штандарта» с камня провело ревельское акционерное Русско-Балтийское спасательное общество. 

В связи с этим Министерством императорского двора перед гидрографическим департаментом Морского министерства была поставлена задача создания надежной системы  обеспечения безопасности мореходства в Финском заливе, прежде всего, снабжения командиров кораблей и штурманов  точными и подробными картами  побережья Финляндии.

Для этого были запланированы промеры фарватеров, их  разметка навигационными знаками,  предполагалось строительство новых маяков, уточнялись обозначения на картах.

В этот период русские моряки пользовались изданным в 1823 г. «Атласом Балтийского моря», регулярно выходившими «Лоцманскими заметками» гидрографического департамента Морского министерства, описаниями финских шхер русского офицера-гидрографа А.П.Андреева,  а также силуэтами берегового ландшафта побережья Финляндии от устья реки Кюми до Торнио, изображенными в атласе шведского адмирала Й. Норденанкара, выпущенном в 1790-х годах.

Не гнушались прибегать  к старым  и испытанным средствам: созданию т.н. «наглядных рисунков», изображающих приметные места на берегу, силуэты берегового ландшафта с моря, отдельные вершины и возвышенности побережья, прибрежные острова,  виды проходов  в  шхерах и между островами, изображения маяков и береговых построек, морские навигационные знаки.

Такого рода рисунки опубликовал уже в 1580-х годах знаменитый голландский картограф Лукас Ианзоон Вэгенар на карте Финского залива в серии карт Spiegel der Zeevardt (Зеркало мореходства).

Однако за полвека конечно произошли существенные изменения ландшафта, контуров островов и т.п. Для обновления изображений, создания современных рисунков   был привлечен известный русский художник, профессор Петербургской Академии художеств – Алексей Петрович Боголюбов(1824 -1896 гг.).

 Это произошло не случайно. Шести лет от роду его поместили в Морской кадетский корпус в Петербурге. В 1841 году он сдал экзамен на офицерское звание и ему был присвоен первый офицерский чин - мичман. В дальнейшей служебной карь­ере Боголюбова слились воедино профессия офицера и призвание художника. В России 1800-х годов это был довольно обычный симбиоз.

Для современников Боголюбов был, пожалуй, более знаменит  даже, чем Иван Айвазовский. В его творчестве перемежаются живописные изображения историчес­ких морских баталий, реалистические картины на морские темы, выполненные в духе того времени, и жанровые картины, не связанные с морем.

А.П. Боголюбов. Смотр Балтийского флота 1848 г.

А.П. Боголюбов. Смотр Балтийского флота 1848 г.

Опытный морской офицер, он в 1842 - 44 гг. уже участвовал в гидрографических работах, привлекался к составлению лоций фарватеров Финского залива.  Художник был на хорошем счету у императора – за подаренные Николаю 1 картины в 1851 г. он был пожалован  монархом двумя бриллиантовыми перстнями.

По материнской линии Боголюбов был внуком знаменитого русского рево­люционного мыслителя и писателя А. Н. Радищева.

Поэтому в городе Саратове на Волге в 1885 году Боголюбов основал первый в России общедоступный худо­жественный музей, посвященный памяти А. Н. Радищева, и работавшее при му­зее рисовальное училище. Обширная коллекция произведений Боголюбова на­ходится в Саратовском музее, но его творчество хорошо представлено и в крупнейших художественных музеях России, а также в Центральном Военно-морском музее в Петербурге. К старости Боголюбов достиг положения почита­емого мэтра живописи, и был удостоен многих наград. В 1895 году он получил чин тайного советника, в том же году он опубликовал свои воспоминания. Боголюбов умер в Париже 7 ноября 1896 года.

Издание гидрографического департамента Морского министерства 1866 года

Издание гидрографического департамента Морского министерства 1866 года

Боголюбову было заказано создать рисунки всего северного побережья Финского залива от пролива Койвисто (Бьеркэ-зунд) до Эккерё (Эккерэ| на Аландских островах. Объекты и направления, с которых их следовало изобра­жать, а так же места стоянки на якоре экспедиционного судна, с которого проводились зарисовки побережья, были заранее точно определены. Морские навигационные знаки и иные явно приметные места, а также входы в фарватеры следовало на рисунках снабдить точными обозначениями истинного курса и провести промеры расстояний до них и др.

Таким образом. у Боголюбова был богатый опыт хождения по водам Финского залива к моменту, когда он приступил к работе над рисунками для альбома.

Художником был изготовлен 51 рисунок, с которого мастером Н. Васильевым были выполнены литографии на 23 листах.

Изданный на их основе в 1866 г. Гидрографическим департаментом Морского министерства  «Альбомъ морскихъ видовъ севернаго берега Финскаго залива»  уточнял входы в фарватеры и долгое время  служил для командиров кораблей и штурманов существенным дополнением к морским картам Финского залива. Альбом предназначался, как сегодня говорят, «для служебного пользования».

Уже первый взгляд на изображения свидетельствует, что автор был не старательным морским офицером и топографом, а увлеченным своим заданием художником.

Боголюбов не удовольствовался рисованием обычных силуэтов, его ландшафты живут. В лесах на берегу можно различить разные породы деревьев, на берегах теснин, например, Барёсунда (Барезунд) видны строения и на морских рифах птицы. Вид уравновешивается иной раз парусником, иной раз дымящим пароходом или летящей стаей птиц.

Иногда, ландшафт дается в штормовую по­году, как на рисунке, где колесный корабль драматически накренился так, что од­но колесо полностью вышло из воды. Верный курс часто указывает судно, неред­ко это картинно дымящий пароход.

Пейзажи свидетельствуют и об истории: существует мнение, что именно на месте построек и прилегающего к ним поля, изображенных на следующем рисунке, предполагалось основать город Маарианхамина.

На первый взгляд может показаться, что ландшафты выбраны весьма произвольно. Но сравнение с картой обнаруживает главное предназначение рисунков. Их задачей было, помимо свободного ориентирования вблизи берега, помогать кораблям императорского флота, в случае нападения на них, уходить из открытого моря под защиту финляндских островов. На кораблях имелись сравни­тельно точные карты Финского залива, однако изображения островов и морских навигационных знаков уточняли входы в фарватеры.

Характерно, что ключевыми точками стоянки судна, с которых А.П. Боголюбов должен был сделать свои  рисунки -   полностью совпадают с любимыми стоянками (в более позднее время) императорских судов. Например, художник старательно изображает подходы к портам Котка, Хамина, Лангинкоски и Виролахти, ставших позднее любимыми местами отдыха императоров Александа III, побывавшего в тех местах  около 10 раз, и Николая 2 -около 15 раз.

Не  снимал руку с пульса и  Руководство Гвардейского экипажа, т.к. в период с 1872 г. директором маяков и лоций, а с 1874 г. директором Гидрографического департамента и председателем комиссии по пересмотру лоцманских установок был – вице-адмирал Григорий Александрович Кригер, офицер Гвардейского экипажа с 1844 года.  

Финские шхеры. Из альбома семьи императора Николая II.

Финские шхеры. Из альбома семьи императора Николая II.


 Проведенная уже в наше время проверка направлений и расстояний до объ­ектов изображения по карте с помощью транспортира и циркуля  с того же места якорной стоянки показывает тщательность работы художника. Изображения ландшафтов используют еще и теперь для обеспечения безопасности судовождения,  но в наши дни их конечно более точно  можно получить уже в виде  цифрового фото или видеоизображения или на  экране пульта управления на капитанском мостике.

Для современного зрителя выполненные с рисунков Боголюбова литографии пейзажей Финского залива являются точными, исполненными рукой художника историческими картинами, и в таком качестве они служат окном, дающим возможность представить прошлое побережья Финского залива и островов.

Поставьте закладку на эту страницу или добавьте материал на блог:

«Академия русской символики «МАРС»

© Перепечатка и иное воспроизведение материалов сайта и альманаха без письменного разрешения редакции ЗАПРЕЩЕНЫ!

© AVE-студия (Артур Вецкус): разработка и поддержка.

Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет Rambler's Top100   Яндекс.Метрика