Прости нас, Феликс. И вернись!
Б.Платонов, капитан первого ранга в отставке, сопредседатель Общественного комитета имени Ф.Э.Дзержинского.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПАМЯТНИКЕ
Произошло это в сентябре 2014 года в Москве в парке искусств под названием «Музеон». Там нашли пристанище памятники советским вождям, снесенные ветром государственного переворота в августе 1991 года.
Когда после реставрации памятника Ф.Э. Дзержинского сняли леса и ограду, перед глазами посетителей на постаменте открылись надписи, которых до этого не было. Это: Феликс – палач, КГБ – бесы, Феликс – фашист и т.д. У большинства это вызвало возмущение и недоумение, кто-то посчитал за хулиганскую выходку, приведшую затем к непредсказуемому последствию.
Появились же они далеко не случайно.
ПРЕДИСТОРИЯ
Началось все в ночь с 22 на 23 августа 1991 года, когда памятник Дзержинского на Лубянской площади бунтующей толпой был, по выражению В.Путина «содран с постамента», после чего он, вместе с другими свергнутыми монументами советским вождям, оказался в упомянутом парке. Сам постамент еще год, примерно, оставался на площади, в течение которого стали появляться эти стихийные «автографы». Среди них мне запомнился «Прости нас, Феликс», написанный белой краской и большими буквами. Говорили, что это было делом рук курсантов из Высшей школы КГБ.
Я в то время начал работать старшим преподавателем в Институте переподготовки кадров пограничных войск КГБ, где офицеры начали изучение нового предмета «культура и искусство». Пригодился опыт моей работы на одноименной кафедре в Военно-политической академии им. В.И. Ленина. Образованная в 1974 году, это была первая подобная кафедра в вузах силовых структур. Многие занятия проводились в музеях, на выставках, исторических площадках столицы. Составлялись программы культурного саморазвития, за выполнение которых отчитывались. Офицеры не случайно называли наш предмет своей «второй академией».
На одном из таких занятий мы с учебной группой пограничников приехали на место, куда был вывезен «железный Феликс». Это была площадка за огромным зданием, где находятся филиал Третьяковской галереи (ХХ век), и выставочные залы. Трудно передать словами наши чувства от картины, которую увидели в этот серый осенний день. На пожухлой траве среди кустарников беспорядочно лежали, (точнее – валялись) бронзовые, гранитные фигуры тех, кого совсем недавно чтили – Ленин, Сталин, Калинин, Свердлов…
Наш Феликс лежал левее за кустом. Потрясенные, мы долго молча смотрели на своего поверженного кумира, еще острее осознавая то, что год назад произошло с огромной страной. Такого «продукта» и зрелища воинствующей антикультуры никому из нас видеть еще не приходилось.
Увиденное мне чем-то напоминало сюжет известной картины художников Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода», о чем я поделился со своими слушателями. Там, на переднем плане, из-под снега виднелись изображения фрагментов какого-то памятника. Это были части разрезанного на куски знаменитого «Памятника 1000-летия России», установленного по велению царя в древнерусском городе в 1862 г. В качестве символа покоренной России его теперь подготовили к отправке в Германию, чтобы установить в центре Берлина в качестве символа «покоренной России». Но стремительное наступление наших войск в 1942 году сорвало этот изощренно задуманный план.
То, что не удалось сделать захватчикам тогда, получилось сделать сегодня. Ведь памятники вождям оказались вывезены в «Музеон» тоже в качестве символа.
Теперь уже в качестве символа распада Советского Союза.
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ССЫЛКЕ
- Так можно определить основную цель и судьбу перемещенных скульптур, а отнюдь не для хранения и сбережения музейных экспонатов, как нас уверяют. Об этом свидетельствуют не только упомянутые надписи, но и неприкрыто идеологизированный характер экспозиции, в которую поместили названные скульптуры и символы СССР.
Организаторы расставили вокруг них множество скульптурных «человечков» уродливого вида, позиционировав как «жертв тоталитарного режима» - о чем свидетельствуют текст на стенде, и надписи к скульптуркам типа «сошедшие в ад», «слепой» и т.п. Чтобы зрителю «мало не показалось», за фигурой И.В. Сталина (с отколотым носом), установили инсталляцию из сотен человеческих голов, помещенных за железную решетку с колючей проволокой. Вокруг «живописно» накидали каменные обрубки в виде человеческих тел. Как говорится, комментарии здесь излишни.
- И здесь дедушку сунули носом, - так кратко сформулировал свой ответ Феликс Янович Дзержинский, которого я пригласил в парк, чтобы услышать его – доктора наук, профессора МГУ, - мнение о характере экспозиции. Он признался, что раньше видел этих странных «человечков», но не задумывался об их идеологическом подтексте; а надпись «с жертвами» увидел впервые. Прощаясь, я задал ему вопрос о возвращении скульптуры деда на старое место. Получил неожиданное для меня «нет»: «не хочу, что в него потом бросали гнилыми помидорами и тухлыми яйцами». Возразить тогда мне было нечем. Сфотографировавшись на память, мы расстались. В течение года не раз перезванивались. Как оказалось, это была последняя встреча, в мае 2015 года пришла печальная весть о его кончине.
Как развивались события дальше?
После появление оскорбительных надписей на постаменте, по совету руководителя Союза ветеранов госбезопасности Тимофеева В.Ф., я обратился в высокие инстанции, сделав акцент на содержание памятников в парке, указав на провокационный характер и экстремистскую направленность «текстов» и экспозиции. Вскоре получил ответ из Департамента культуры города, в чьем ведении находится этот парк. В нем сообщалось, что специалисты Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия не признали нанесение надписей вандализмом. Посему было рекомендовано их сохранение «путем музеефикации» (читай – «восстановление») как части культурного наследия и исторической памяти о событиях 1991 года». При этом - ни слова о характере экспозиции.
Как говорится, приехали, откуда и уехали. Круг замкнулся.
И тут вскоре произошло то, чего никто не ожидал. В январе средь белого дня в парк нагрянула бригада из 15 рабочих местного ДЭЗа с орудиями труда, и принялась с применением металлических щеток (!) счищать, а точнее сдирать результаты труда «реставраторов истории». Пока прибежала охрана, надписи процентов на восемьдесят были ликвидированы, причем с множественными повреждениями бронзовой основы. Здесь много остается непонятного, по какой причине местная префектура дала команду «привести объект в порядок». Знаю лишь по информации дирекции парка, что после разбирательства сейчас дело передано в суд.
Основную причину случившегося лично я вижу в чрезмерной, повторюсь, идеологизации музейных объектов с использованием произведений искусства. Особенно возмущает, что среди них есть работы таких мастеров отечественной и мировой культуры, как Вера Мухина (М.Горький), Сергей Меркуров (И.В.Сталин), Евгений Вучетич (Ф.Э. Дзержинский).1
О художественных качествах памятника последнего мастера пойдет далее речь.
О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДОСТОИНСТВАХ И УТРАТАХ ПАМЯТНИКА ДЗЕРЖИНСКОГО
Вначале кратко об основной утрате. 16-метровый монумент, помещенный в скукоженное пространство площадки под большим деревом почти полностью лишился своего величия и значимости как в идейном, так и в художественном смысле.
Для непосвященного молодого зрителя он выглядит бронзовым истуканом в шинели, идолом, которым следует не восхищаться, а опасаться, чего, видимо, организаторы и добивались. К вопросу же вписанности его в окружающую среду говорить даже не приходится…
Монумент, авторами которого явились Е.В. Вучетич и архитектор Г. Захаров, был открыт в 1958 году, но решение о его сооружении на площади, носящей имя Дзержинского, было принято еще в 1936 году. Спустя 20 лет, в 1956 г. решением Совета Министров СССР был объявлен Всесоюзный конкурс на лучший проект. Большинство участников увидели тогда своего персонажа в виде «грозы революции», рыцаря с карающим мечом. Наши авторы представили неожиданное решение, которое было признано лучшим. Членов жюри подкупила не эффектная динамика, а именно особая «статика» образа, которую удалось наполнить емким содержанием.
…На торжественном открытии в морозный декабрьский день присутствовали руководители партии правительства в полном составе, ветераны, члены делегации Польской народной республики, вдова, сын.
Спало покрывало и открылось величественное и прекрасное изображение человека, чей образ выражал идеал хранителя и защитника Отечества – «с горячим сердцем, холодной головой и чистыми руками». Как писали на другой день газеты, автором «в прекрасной как по идее, так и по мастерству статуе «рыцаря революции» удалось выразительно передать одухотворенность образа, страстную сосредоточенность борца со злом во имя светлого будущего».
Действительно, при всей лаконичности композиции, общего пластического решения, образ получился многогранным. Удалось добиться поразительного сходства с портретируемым, объединив в его облике суровость и твердость характера беспощадного «борца со злом», с человечностью, благородством, духовной красотой. Такое нечасто встречается в изображениях официальных лиц.
Памятник сразу полюбился москвичам и гостям столицы. Вот как описывает свои впечатления о новом памятнике один из зрителей, - пограничник, писатель И.М. Швецов в своей книжке, посвященной творчеству Е.В. Вучетича (1960).2
- Кажется, что Феликс Эдуардович только что вышел на широкую площадь из своего рабочего кабинета. Остановился, снял фуражку, правая рука устало опустилась в карман. Спокойный, уверенный в правоте своего дела человек, твердо стоящий на земле. Приподнятая голова, ветром всколыхнулась прядь волос над высоким лбом, орлиный взгляд, устремленный вдаль. Расстегнутая, длинная до пят шинель, силуэт, который словно вырастает из цилиндра пьедестала. Этому впечатлению способствуют «струящиеся» складки, облагая статную фигуру.».
Особым достоинством монумента, по общему мнению, являлась его идеальная вписанность в пространство площади – в духовно-историческом и архитектурно-градостроительном отношении. Он был доминантой площади, держал в единстве и эстетической гармонии всю ее разношерстную архитектуру. Как вечный постовой, он вместе с площадью, на которую сходятся девять улиц, регулировал потоки транспорта и пешеходов, обеспечивая порядок.
Не случайным был и выбор места, и то, куда была обращена лицом фигура. Взгляд героя оказался направленным не в сторону родного КГБ, а … к «Детскому миру», здание которого в 1958 году еще только строилось. Знаменитый «орлиный взгляд в будущее» нашего героя приобретал особый смысл…
Нельзя не сказать еще об одной существенной потере – утрате памятником мемориальной ценности и ритуальной жизни, без которых любой памятник (от слова память!) теряет свое назначение и суть.
В свое время к его подножью пионеры и школьники приносили цветы, курсанты училищ и академий принимали присягу, руководство родных ведомств возлагали ко дню рождения огромный венок…
Теперь этого ничего нет. Лишь жители близлежащих домов 11 сентября и в день чекиста и в день органов МВД («полиции» рука не поднялась написать) приносят красные гвоздики.
О ПОЛЕМИКЕ ВОКРУГ ПАМЯТНИКА И ПЛОЩАДИ
Полемика, развернувшаяся после сноса монумента лишь подтверждает тезис об особой знаковости имени Дзержинского и его памятника в отечественной истории и культуре. Проблема переросла уже рамки биографии одного человека. Достаточно сказать, что противники «назначили» снос его монумента «символом распада СССР», а его возвращение приравняли «к смене конституционного строя в России». Человек, который был примером честности, порядочности, образцом преданности своему делу и долгу для чекистов и работников правоохранительных органов, оказался опасен для нового класса буржуазии и ее слуг.
Борьба за возвращение памятника и доброго имени Феликса Эдмундовича, начавшаяся в 90-е годы, и сегодня не теряет своей остроты и, похоже, идет по нарастающей.
Накануне событий на Украине «Российская газета» в декабре 2013 года опубликовала данные ВЦИОМ, которые для многих оказались неожиданными. На вопрос об отношении российских граждан к возвращению памятника Дзержинского на Лубянскую площадь 45 процентов высказались «за» и 25 процентов «против». Пусть не абсолютное, но значительное большинство!
Но большинство, тем более социологическое, еще не повод, чтобы на данном участке фронта в «битве за историю» можно было бы поставить точку. Для власти, которая больше других несет ответственность за последствия, цифра 25% тоже серьезная. Как гласит мудрость, бывает, что и «хвост тоже может крутить собакой», если учесть, что у этого меньшинства в руках находятся основные силы «четвертой власти» - СМИ, ТВ и др.
Не случайно президент страны, отвечая в том же декабре 2013г. на вопрос о судьбе памятников Сталину и Дзержинскому, дал понять, что сейчас решение об их возвращении было бы, на его взгляд, «преждевременным». Но при этом подчеркнул, что данный вопрос «является прерогативой московского правительства, в том числе депутатов московской городской Думы» («Российская газета», 20 декабря 2013г.).
Но всё, как говорится, познается в сравнении. Если в 2002 году данная проблема, которую тогда озвучил глава Администрации президента, трактовалась как «недопустимая», то теперь она изменилась, как видим, на «преждевременную».
Очень важной была и резко отрицательная оценка президента в отношении самого сноса памятника Дзержинского. Ведь до сего времени мы не имеем официальной оценки со стороны правоохранительных органов государства – законно или незаконно его демонтировали.
Хорошей новостью была также информация в отношении судьбы самой Лубянской площади, которая многим тоже не дает покоя. Связавшись не так давно с Л.Н. Лавреновым, заместителем председателя Общественной комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме, узнал, что там, отклонив восьмое по счету обращение с очередным проектом – «кого» или «что» установить на площади взамен «железного Феликса», решили эту тему «законсервировать» и предложений больше не рассматривать.
А их за 20 лет было немало – начиная от князя Владимира и русских царей, до академика Сахарова и генсека Андропова. Предлагались памятники жертвам политических репрессий, и даже одного постамента, - без Дзержинского, но с надписями – «для увековечения событий народной революции 1991 года». Были проекты из ряда экзотических: памятник вернуть, но вместе с Соловецким камнем; вернуть, но с надписью «от чекистов»; поставить у здания академии ФСБ на Мичуринском проспекте и т.д.
«И то, что Лубянскую площадь решено больше «не трогать», - это, скорее, сигнал позитивный», - заключил Лавренов.
И еще одна хорошая новость: в столице недавно начал работать Общественный комитет имени Ф.Э.Дзержинского, в котором автор строк имеет честь состоять.
О КОМИТЕТЕ ДЗЕРЖИНСКОГО
Он объединил группу, пусть пока небольшую, неравнодушных людей – ученых, преподавателей, ветеранов спецслужб и Вооруженных сил для решения трех конкретных задач:
- восстановление в обществе и ближнем зарубежье доброго имени Ф.Э.Дзержинского;
- возвращение его памятника на Лубянскую площадь в Москве;
- разработка актуальных вопросов национальной безопасности страны.
Первым шагом нашей организации было возложение цветов у монумента с выступлениями собравшихся, которое записали на видео, а затем опубликовали. Цветы были положены и к другим памятникам. По поводу характера экспозиции, безносого монумента Сталина и оскверненного постамента «железного Феликса» было решено подготовить обращения к властям столицы и дирекции «парка искусств».
Основной тезис в отношении дальнейшей судьбы памятника Дзержинскому был сформулирован следующим образом: сносили по идеологическим и политическим мотивам, возвращать – по культурно-историческим и правовым основаниям. Это было продиктовано стремлением максимально деполитизировать проблему, показать, что здесь мы, в первую очередь, имеем дело все же с художественным объектом, исторической ценностью. В истории разрушения монумента и его содержания в «Музеоне» содержатся также веские юридические, правовые вопросы, которые будут направлены в Генеральную прокуратуру РФ.
Вместе с тем, в вопросах, связанных с именем Феликса Эдмундовича и судьбы его памятника, необходимо, на наш взгляд, учитывать и альтернативные позиции. Мы считаем, что в поисках исторической правды нельзя строить доводы только на обвинениях и политической конъюнктуре. В своей монографии «Кто вы, «железный Феликс» (2013) её автор, полковник А.М.Плеханов (член нашего комитета) дает мудрый совет, говоря о биографии Дзержинского:
- Следует отказаться от легенд и стать на научную точку зрения…в рассмотрении роли его личности в конкретной исторической обстановке. Нельзя объяснять события прошлых лет по законам и нравственным нормам сегодняшнего дня.
Писатель «на деле» следует этому правилу в книге, где, не умалчивая о недостатках и ошибках в деятельности председателя ВЧК-ОГПУ, в то же время далек от дегуманизации его личности и возглавляемых им органов, находя весомые факты и доводы в обосновании их заслуг.
Такой подход вполне применим в истолковании и «использовании» художественных объектов, будь то памятник, фильм, театральная постановка или музейный экспонат.
О «КУЛЬТУРНОМ ОРУЖИИ»
Пример с «Музеоном», превратившим названную экспозицию в открытую публичную площадку информационно-психологической войны в центре Москвы – яркий пример, как «препарирование классики» превращает культуру, по выражению философа С.Хантингтона (США), в инструмент духовного насилия и источник конфликтов.
О какой воспитательной роли и эстетической ценности искусства можно говорить, когда на экранах нам пытаются «открыть глаза», кто «на самом деле» были Чапаев и Чкалов, молодогвардейцы и Зоя Космодемьянская, маршал Жуков? Добрались и до крейсеров «Аврора» и «Варяг», пытаясь доказать, что никакого «выстрела» и «подвига» совершено не было. А последние новости вовсе звучат как сводки с фронта – «Ленинопад» наУкраине, «карикатурный скандал» вокруг пророка Мухаммеда в Европе, оперы «Тангейзер» в Новосибирске, акция «Ширли-бесия» у входа в Мавзолей В.И.Ленина…
Культурное оружие – наиболее опасное в силу своей массовости и особенностями взаимодействия, которое происходит незаметно и постепенно. В ЦРУ США не зря говорят, что лучшая пропаганда - её отсутствие, имея в виду именно культурную пропаганду, как «мягкую силу».
- Ни у кого нет права сеять ненависть при праве на свободу слова, - сказал В.В.Путин, выступая на расширенной Коллегии ФСБ Российской Федерации. Эти слова можно адресовать в теме, затронутой в данной статье, к тем, кто несет прямую гражданскую и правовую ответственность за сохранение памятников культуры и исторической памяти.
Недавно вернули имя Ф.Э.Дзержинского элитной дивизии МВД в Подмосковье. Ранее вернули Гимн, мемориальные доски Л.И.Брежнева и Ю.В.Андропова. Возвращены звание Героя труда, значок ГТО, название ВДНХ в Москве…
Вернем ли памятник Дзержинскому, и его имя – правдивое и доброе – в наше общество?
ПРОСТИ НАС, ФЕЛИКС. И ВЕРНИСЬ
На будущий год исполняется 140 лет со дня рождения Ф.Э.Дзержинского и 100 лет Октябрьской революции. Две неразделимые по сути даты-события, где тесно переплелись судьба страны и человека, которого называли рыцарем этой революции. К 1917 году из своих 40 лет он 22 года провел в борьбе за справедливость, тюрьмах и ссылках, дважды приговаривался к смерти. «Не стоило бы жить, если человечество не озарялось звездой социализма», - писал он.
В рамках статьи нет возможности более развернуто рассказать о героической жизни этого человека. Приведем лишь два примера.
В феврале 1917 года, когда он был освобожден из Бутырской тюрьмы в Москве, революционные демонстранты вынесли своего любимца на улицу на руках.
О стойкости и благородстве души говорит другой, более ранний эпизод, когда Дзержинский сидел в Варшавской тюрьме. Будучи больным сам, он несколько месяцев ежедневно выносил на руках своего смертельно больного товарища в тюремный двор на воздух, а затем уносил обратно. «За одно за это ему нужно поставить памятник», - говорили тогда его товарищи. Таким общим памятником сегодня является то, что гордое имя Ф.Э. Дзержинского носит более 1500 населенных пунктов, районов и улиц, различных организаций и учреждений у нас и в странах СНГ.
В заключение хотелось бы обратиться к нашим мастерам культуры:
- Очень нужен яркий современный образ Феликса Дзержинского в искусстве! С душой самоотверженного Дон-Кихота, как его называли при жизни, и сердцем пламенного Данко, вырвавшего свое сердце, чтобы осветить путь людям. Поляка по национальности, русского по духу, интернационалиста по убеждению.
Вас ждет исключительно интересный и благодарный материал, и в xудожественном творчестве почти не разработанный!!!
1 Пока материал готовился к публикации, постамент был вновь отреставрирован – уже без всякиx надписей.
2 Швецов И.М., полковник, фронтовик, встретивший войну на западной границе в должности начальника заставы. Писатель, журналист, был редактором журнала «Пограничник».