Бактериологическое оружие в истории Северной Америки
Портрет Джеффри Амхерста работы Джошуа Рейнолдса
Бактериологическое оружие впервые было использовано на территории США еще до того, как появились сами Соединенные штаты. Его изобретателем считается британский генерал Джеффри Амхерст(Jeffery Amherst, 1st Baron Amherst, иногда — Geoffrey или Jeffrey), предложивший использовать против восставших в 1763 году индейцев зараженные оспой одеяла.
В средневековой Европе оспа в какой-то момент стала почти постоянным спутником человека. От оспы умирал каждый восьмой заразившийся, а среди детей смертность достигала 30%. В «спокойные» годы болезнь уносила от 800 тысяч до полутора миллионов жизней, не щадя при этом и выздоровевших — помимо шрамов от язв, которые оставались на всю жизнь, зараза нередко приводила к слепоте.
Генерал, видимо, знал, что заразиться оспой можно не только воздушно-капельным путем, но и через одежду, постельное белье, посуду, на которые возбудитель попадал из язв.
Эпизод с зараженными одеялами обязан своей известностью двум американским историкам — Френсису Паркману (Francis Parkman) и Говарду Пекэму (Howard H. Peckham). Они основывают свои выводы на попавшей им в руки переписке между генералом Амхерстом, командующим Южного отделения британских войск и полковником Генри Буке, начальником форта Питт (будущего Питтсбурга) и другими британскими военными во время подавления восстания Понтиака. Переписка, касающаяся этого эпизода, позднее была собрана Бернардом Кнолленбергом (Bernhard Knollenberg) в его статье1954 года. Подходила к концу Семилетняя война, в Северной Америке известная как франко-индейская. Восстание делаваров и других сочувствующих племен в 1763 году поставило британские войска в тяжелое положение. К июлю под натиском индейцев королевская армия потеряла несколько фортов, а в отдельных из них вспыхнула оспа.
В письме к генералу Амхерсту, Буке пишет о такой вспышке в форте Питт. Из этого письма мы узнаем, что управляющий фортом капитан Симеон Экуэр (Simeon Ekuer) распорядился построить для больных госпиталь. Именно этот госпиталь и стал источником тех зараженных страшной болезнью одеял.
Передача зараженных оспой одеял
Амхерст пишет: «Нельзя ли каким-либо образом организовать распространение оспы среди незатронутых [ею] племен индейцев? В текущей ситуации мы должны использовать любую уловку, чтобы уменьшить их [количество]». Буке отвечает, что готов провернуть операцию с одеялами из госпиталя, и в дополнение предлагает травить индейцев английскими гончими. Амхерст идею с одеялами одобряет, а по поводу гончих отмечает, что «Англия слишком далеко». Т.е. нужное число собак собрать будет трудно.
По данным масачусетсткого историка Кнолленберга в сохранившихся документах о возможности применения оспы против индейцев упоминает глава местного ополчения Уильям Трент (William Trent). 24 июня 1763 года он делает в своем журнале запись о визите в осажденный форт Питт двоих индейцев-переговорщиков: «Из уважения мы отдали им два одеяла и платок из госпиталя. Я надеюсь, это возымеет должный эффект».
При чтении писем становится очевидно, что британцы вообще не воспринимали индейцев как людей, говоря о них как о «заразе», которую надо непременно «вырвать с корнем». Амхерст убеждает своих подчиненных не брать пленных, ни в чем не доверять индейцам и сделать все для их полного уничтожения. Что же касается планов по использованию против врага оспы, то они скорее говорят об отчаянии на фоне отступления и остаются такими же фантастическими, как и намерение травить индейцев гончими
Президент Авраам Линкольн и желтая лихорадка
В апреле 1865 года уже после убийства президента Авраама Линкольна стала известна информация о еще одной совершенно необычной попытке покушения на его жизнь, а вернее, если это правда, одной из первых попыток ведения бактериологической войны.
Инициатором этого был доктор Люк П. Блэкберн (Luke P. Blackburn) уважаемый врач из Кентукки и эксперт по инфекционным заболеваниям, бывший агентом спецслужб Конфедерации положение которой в 1864 году уже было плачевным. Ярый её сторонник доктор Блэкберн решил единолично помочь ей и нанести урон ненавистному Северу там, где они этого не ожидали - в их тылу. Эпидемия должна была нанести удар по войскам Союза и сочувствующим ему гражданам крупных городов севера, заразив их желтой лихорадкой, которую завезли в Америку европейцы когда занялись «импортом» африканских рабов.
В английских колониях Америки и Африки желтую лихорадку часто называли «Желтым Джеком», потому что о наличии на корабле больного желтой лихорадкой капитан должен был известить при входе в порт. Поэтому вместо английского флага «Юнион Джек» вывешивался желтый карантинный флаг «Желтый Джек». Оттуда такую название болезни в дальнейшем широко использовали в США, и она стала известна в мире.
Последующий хаос и множество смертей должны были сыграть на руку Конфедератам. Результаты по его мнению могли быть убийственными. Ведь даже император Наполеон в начале XIX века, пославший в Северную Америку армию из 33000 французских солдат в был потрясен, узнав, что желтая лихорадка убила 29000 из них. Эта болезнь разрушала целые города.
Наполеон решил, что данная территория не стоит таких потерь и рисков. И тогда Франция в 1803 году продала землю США. Это событие вошло в историю, как покупка Луизианы.
По убеждениям медиков XIX века желтая лихорадка распространялась в результате контактов здорового человека с больным или используемыми им предметами.
Блэкберн собрал полные чемоданы зараженного белья, постельных принадлежностей, на которых умерли жертвы лихорадки. Он собирал одежду погибших больных жёлтой лихорадкой, но не всю, а только ту, которая могла бы сойти за новую.
Как специалист, имевший опыт борьбы с эпидемией желтой лихорадки на Багамах Блэкберн знал что эпидемия этой болезни может поразить большинство личного состава армии и населения городов в результате чего смертность может составить от 20 до 30 процентов или более.
Вся одежда была собрана в несколько чемоданов и сундуков, которые доктор Блэкберн собирался отправить на северные территории.
Кожаный чемодан "Номер Один" Блэкберн планировал сделать "подарком" для президента Линкольна, и Хьямс должен был лично доставить его в Белый дом. В нем было несколько шелковых рубашек размера, который будет соответствовать президенту и письмо от анонимного поклонника. Под аккуратно упакованными рубашками лежало одеяло, взятое со смертного ложа жертвы желтой лихорадки, которое было насквозь пропитано инфицированными жидкостями.
Этот подарок, сказал он, в конечном счете убьет президента и всех других жителей Белого дома.
Самый большой чемодан, который Блэкберн, нежно называемый "Большим Номер Два" был предназначен для самого города Вашингтона.
Его содержание, он сказал, было так смертельно, что, как только это было открыто, все в пределах 60 ярдов будут заражены.
Однако план доктора с треском провалился. Заговор был раскрыт и Бюро Военной юстиции США обвинило доктора в попытке совершить массовое убийство распорядилось о его аресте, несмотря на то, что он находился в Канаде был вне американской юрисдикции Блэкберн, тем не менее, был задержан монреальскими властями, предан суду, но был оправдан.
По одной из версий медсёстры на Бермудах с подозрением относились к Блэкберну, и сообщили местным констеблям о его странном поведении.
Вдобавок к этому сообщник Блэкберна Годфри Джозеф Хьямсу (Godfrey Hyams) оказался двойным агентом и Не получив обещанных вознаграждения и помощи его родственникам Хьюмс он информировал Консульство США в Торонто об этом плане.
Он сообщил, что Блэкберн поручил ему главную роль. Пароходом Alphia Хьямс должен был контрабандно доставить восемь таких чемоданов от Бермуд через Галифакс в Соединенные Штаты. Потом эти чемоданы планировалось перевезти в Бостон и передать торговцам бельем, которые развезут их по городам Севера: в Массачусетс; Филадельфию, Пенсильванию; Вашингтон, округ Колумбия; Нью-Берн, Северную Каролину; Норфолк, штат Вирджиния и др..
За доставку одежды в города и лично президенту Линкольну доктор пообещал 60.000 долларов.
Хьямс большую часть плана выполнил, но отказался отправлять "подарок" президенту.
По его словам, сундуки с заражённой одеждой хранились в отеле Эдварда Суона (Edward Swan) на Бермудах. Основываясь на этих показаниях, власти нагрянули в отель Суона и при обыске действительно обнаружили три подозрительных сундука с одеждой. Одежда была облита кислотой и сожжена, а Суона оштрафовали за нарушение санитарных норм.
Вскоре после признания Хьюмса президент Линкольн был убит, и американские власти потеряли интерес к заговору.
Был выписан ордер на арест Блэкберна, но тот в это время был в Канаде. Впрочем, улики, найденные на Бермудах заставили канадские власти обратить на него внимание. Доктор Блэкберн был арестован и осуждён, но вовсе не по обвинению в покушении на убийство. Его осудили за нарушение нейтральности Канады в Гражданской войне и оштрафовали на 8.000 долларов. Через некоторое время Блэкберн вернулся в Штаты, где помогал справиться с разразившейся эпидемией всё той же жёлтой лихорадки в районе побережья Техаса.
Позже он даже стал губернатором родного штата Кентукки, прослужив на этом посту один срок. Умер Блэкберн в 1887 году.
До сих пор достоверно неизвестно, действительно ли имел место заговор Блэкберна, так как многие улики против него выглядят сомнительно.
В историю он вошёл больше как врач, а не заговорщик. В любом случае, этому плану суждено было провалиться.
Чтобы избежать преследования со стороны властей США, он до 1868 года оставался в Канаде и потом вернулся на родину чтобы помочь в борьбе со вспышками желтой лихорадки на побережье штата Техас и Луизиана, в Fernandina, Флорида и округе Хикман,штат Кентукки. В 1878 году он был назван "Героем Хикман", а в следующем году победил на выборах и стал 28-м губернатором Кентукки.
После своего достойного пребывания на посту губернатора, он вернулся к медицинской практике и умер в 1887 году. Хотя обвинения против него не были сняты, он не был арестован и не преследовался по закону.
А эпидемия не распространилась якобы потому, что оказалось, что желтая лихорадка относится к категории вирусные, бактериальные, паразитарные инфекции, трансмиссивных инфекций, которые передаются через укусы насекомых — различных комаров, москитов, мошек , клещей и др., а не в результате контактов человека с больными и их вещами. Это экспериментально доказал в 1900-х годах американский армейский врач и бактериолог Уолтер Рид (Walter Reed).